Найти тему
Медитация разума

Потеря и человеческая устойчивость

Оглавление
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/07/19/46/desperate-2293377_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/07/19/46/desperate-2293377_960_720.jpg

Как бы мы ни хотели этого в противном случае, в нашей жизни часто умирают важные люди. Эти неизбежные потери могут вызвать сильную и зачастую непреодолимую печаль, гнев, сожаление и другие сильные эмоции. Смерть любимого человека может также заставить нас задуматься о том, какой будет жизнь в его отсутствие, поставить под сомнение наше собственное поведение и отношения и даже смысл самой жизни.

Насколько хорошо мы справляемся с проблемой тяжелой утраты, отражает и в некоторой степени определяет нашу способность к здоровью и благополучию в более общем плане. Неудивительно, что специалисты в области психического здоровья уделяют все больше внимания пережитой тяжелой утрате, а также терапевтическим практикам и вмешательствам, которые могут облегчить процесс скорби.

Однако внимательное изучение литературы по терапии, ориентированной на горе, позволяет предположить некоторую причину для беспокойства; лечение, ориентированное на горе, оказалось на удивление неэффективным, а во многих случаях даже вредным. В мета-анализе, например, Неймерсон, Андерсон и Берман обнаружили, что лечение горя дает лишь небольшой положительный эффект. Однако наибольшую тревогу вызывает тот факт, что 38% лиц, получавших лечение от горя в ходе этих исследований, фактически получили ухудшение по сравнению с контролем, не предусматривающим лечения. Резюмируя эти выводы, Неймер пришел к выводу, что такие действия обычно неэффективны и, возможно, даже вредны.

Отсутствие скорби как здоровая реакция на потерю

Традиционно специалисты в области психического здоровья на промышленно развитом Западе понимают горе и тяжелую утрату с одной доминирующей точки зрения, наиболее точно сформулированной под названием "работа в связи с горем". Вкратце, перспектива работы с больными заключается в том, что большинство людей испытывают сильный и продолжительный стресс после смерти любимого человека, и что единственный способ преодолеть этот стресс и разрешить потерю - это пересмотреть или проработать диапазон своих мыслей, эмоций и воспоминаний, связанных с умершим.

Очевидно, что это не простой процесс, а процесс, который болезненно и усердно протекает в течение определенного периода времени до тех пор, пока в конечном счете не будет установлена привязанность к умершему или пока не удастся отказаться от использования языка Фрейда как "несуществующего объекта".

Устойчивость и непрерывность идентификации

Исследования убедительно доказывают, что психологическая устойчивость после смерти близкого человека отнюдь не редкость, а очевидна у большого числа людей, понесших тяжелую утрату. Поскольку теоретики и исследователи, изучающие тяжелую утрату, как правило, уделяют основное внимание более острым и хроническим реакциям на утрату, мы знаем относительно мало о механизмах, которые могли бы способствовать этому типу устойчивости.

Одной из определяющих характеристик жизнестойких индивидуумов в тяжелую утрату является их способность сохранять идентичность от прошлого до настоящего утраты.

Мировоззрение

Убеждения или мировоззрение человека, скорее всего, будут различаться в зависимости от различных аспектов его личной и социальной идентичности. Исследования на стыке мировоззрения и значимых жизненных событий все еще являются относительно новым делом. В этой работе доминируют социально-когнитивные модели, в которых рассматриваются способы интерпретации или осмысления людьми значимых жизненных событий с точки зрения их существующего мировоззрения.

До сих пор рассматривались только широкие категории убеждений, например, касающиеся личного контроля, самооценки или относительной доброжелательности других людей. В этих моделях событие, воспринимаемое как крайне несовместимое с мировоззрением человека, приводит к сильному стрессу, прежде всего потому, что оно подрывает или разрушает это мировоззрение. Таким образом, эффективное преодоление трудностей и осмысление рассматриваются как попытки восстановить базовое чувство собственного достоинства и другие убеждения о себе по отношению к более широкому социальному миру.

Самосовершенствование

Другим средством, с помощью которого жизнестойкие индивидуумы могут поддерживать преемственность личности во время тяжелой утраты, является самоусиливающаяся или чрезмерно благоприятная предвзятость в их отношении к себе и событиям, с которыми они сталкиваются. Тейлор и его коллеги утверждают, что нереальное самосовершенствование и другие формы "позитивной иллюзии" являются общими когнитивными механизмами, которые способствуют нормальной психологической адаптации и здоровому выживанию.

Однако некоторые люди выглядят более уверенными в себе, чем другие. Широко используемая анкета измерения самосовершенствования, разработанная Paulhus, определяет людей, которые склонны иметь преувеличенное представление о себе и "догматическую уверенность" в собственных суждениях. Например, самосовершенствующие люди одобряют такие пункты, как "Я полностью контролирую свою судьбу" и "Я всегда знаю, зачем я что-то делаю".

Конкретные аспекты самоидентификации

Третий процесс, посредством которого жизнестойкие индивидуумы могут поддерживать преемственность личности во время тяжелой утраты, заключается в сосредоточении внимания на конкретных аспектах их роли, поведения, целей и планов, а не на более абстрактных качествах и характеристиках. Конкретное поведение и цели являются более пластичными, изменчивыми и контролируемыми, чем абстрактные характеристики, и поэтому с меньшей вероятностью будут восприниматься как постоянно измененные в результате какого-либо события.

Таким образом, если они будут уделять внимание своему собственному конкретному поведению и будущим целям, а не полностью сосредоточатся на характеристиках, которые, как будто они потеряны, люди, понесшие утрату, смогут с большей готовностью наблюдать за непрерывностью своего поведения до и после утраты.

Регулирование эмоций

Четвертый способ, с помощью которого жизнестойкие индивидуумы могут поддерживать преемственность личности во время тяжелой утраты, заключается в эффективном регулировании эмоций. Погибшие люди сильно различаются в степени, в которой они способны регулировать переживания и выражение эмоций, связанных с горем. Однако их способность делать это будет иметь важные последствия для многих широких областей функционирования и, следовательно, для того, как потеря влияет на различные аспекты идентичности.

Одной из таких областей являются социальные взаимодействия и социальная идентичность. С точки зрения межличностных эффектов, длительное или интенсивное выражение негативного воздействия, чрезмерное, успокаивающее стремление и нарушение социальных ожиданий о том, как должен действовать подавленный (или в данном случае утративший) человек (ой" как другие хотели бы действовать) может быть отвратительным и вызывать чувство вины у других, поскольку они стремятся реагировать и обрабатывать очевидные потребности человека.