Найти тему
Бизнес Клаб

Как открыть юридическое агентство с нуля?

Оглавление

После того, как конкуренты изучены, а перечень услуг составлен, следует решить, какую юридическую фирму открыть. Будет ли это автономная юридическая компания, для работы которой потребуется обширный штат специалистов, или современного образца команда деловых партнеров с выведением всех неспецифических обязанностей на аутсорсинг.

    

 

О том, как открыть юридическое агентство с нуля, спрашивают у нас опытные юристы, которые сегодня заняты в штате предприятия. Желание работать на себя приходит к ним вместе с осознанием возможности получения за труд более достойной оплаты.

Хороший профессионал, рискнув, не останется без дела. Грамотная маркетинговая акция привлечет к нему первых клиентов, в дальнейшем на имидж будет работать сарафанное радио.

Практикующим юристам можно сэкономить — предприятие на начальной стадии требует минимума затрат и даже без офиса в течение нескольких месяцев можно обойтись, если выполнять функции консультанта, управляющего и секретаря лично и выезжать на встречи к клиентам.

Юридическое агентство

-2

Выгодно ли открывать юридическую фирму?

Прежде чем открывать юридическую фирму с нуля и составлять для себя пошаговую инструкцию, рекомендуем изучить, как обстоят дела: востребованы ли у частных лиц, ИП и организаций услуги юристов.

Популярность предложения объясняет тот факт, что действующее законодательство постоянно изменяется и может быть прочитано по-разному, а уровень юридической грамотности населения остается крайне низким. Таким образом, актуальность бизнеса продиктована жизнью, которая сталкивает с ситуациями, требующими знаний в узких областях.

Определяем перечень юридических услуг, предоставляемых компанией

Большинство специалистов на отечественном рынке занимаются вопросами регистрации, перерегистрации и ликвидации предприятий, так как открыть юридическую контору с нуля с таким форматом услуг проще и дешевле. Регистрация — предложение, которое пользуется стабильным спросом. Кроме того, заниматься этим видом деятельности можно без опыта, а расходы на персонал не требуются — вы справитесь с решением задачи самостоятельно. Однако конкуренция в этой сфере растет, а цены на услуги падают из-за крупных игроков (таких как «Регистратор»).

Кроме того, узкая специализации накладывает ограничения по объемам прибыли. Профессионалы полагают, что необходимый минимальный для открытия бизнеса перечень задач следует расширять: начинаете, допустим, с юридических консультаций и регистрации, а по мере роста добавляете услуги:

  • составление документов (договоров, нормативно-правовых актов);
  • представление интересов клиентов в суде;
  • оспаривание собственности и пр.

Привлекательная в плане прибыли ниша — b2b (Business to Business), то есть обслуживание корпоративных клиентов. Конкуренция в этой сфере ниже. Ваша цель — малый и средний бизнес. Так как «рыбы» покрупнее обращаются к иностранным консалтинговым компаниям.

В выигрыше оказываются юристы — им практически не требуется делать вложений в проект. Достаточно объединиться с партнером и параллельно трудоустроиться по найму, чтобы наработать клиентскую базу. А затем арендовать офис и зарегистрировать организацию.

Какую юридическую фирму открыть?

После того, как конкуренты изучены, а перечень услуг составлен, следует решить, какую юридическую фирму открыть. Будет ли это автономная компания, для работы которой потребуется обширный штат специалистов, или современного образца команда деловых партнеров с выведением всех неспецифических обязанностей на аутсорсинг. Оценим плюсы и минусы каждого формата.

Партнерство и аутсорсинг

Первые заказы вы можете обрабатывать сами. А затем увеличите число услуг, организовав партнерскую сеть. К решению специфических вопросов можно привлечь адвоката по уголовным делам, риелтора, аудитора, регистратора. Так как открыть юридическую контору с нуля выгодно и вам, и партнерам, выбирайте специалистов одного с вами уровня, способных обслуживать клиентов по высшему разряду.

Плюсы партнерства:

  • экономия ресурсов (на аренде площади, заработной плате);
  • высокое качество услуг (партнеры заинтересованы в укреплении репутации, так как напрямую работают с клиентами);
  • доходы сопоставимы с расходами, в несезон компания не терпит убытки;
  • мобильность офиса.
  • Аутсорсинг и партнерские взаимоотношения — вариант того, как правильно организовать юридический бизнес при оптимальном соотношении цена-качество.

Классическая схема работы

  • Классическая схема работы предполагает аренду большого офиса и распределение обязанностей между штатом юристов и их помощников. Минусов здесь больше, чем плюсов:
  • увеличение расходов на аренду площади;
  • жесткие условия при выборе помещения;
  • расходы на оплату труда, социальные и налоговые отчисления;
  • увеличение издержек на администрирование и бухгалтерию;
  • меньшая стабильность из-за текучки кадров;
  • качество услуг уступает;
  • требуется затрачивать ресурсы на организацию контроля над исполнением должностных обязанностей.
  • Так что открывать классическую юридическую фирму имеет смысл, если вы начинаете со значительными вложениями или по франшизе, когда партнер выдвигает жесткие требования относительно числа специалистов в штате и размеров помещения. В остальных случаях выгоднее пользоваться аутсорсингом.

Выбор помещения для юридической конторы

  • Помещение для старта может быть минимальным — 20 кв. метров. Важно, чтобы офис располагался в центральной части города — окраины лучше не рассматривать, даже если арендная плата там ниже. Неправильное расположение снижает число клиентов. Охотнее последние придут в офис с парковкой в 5–10 минутах от станции метро и остановок автобусов и троллейбусов.
  • Некорректно выбирать помещение с выходом во внутренний двор. Если клиент потратит на поиск здания больше времени, чем ожидает, в следующий раз он подумает, стоит ли идти к вам или лучше обратиться к конкурентам.

Ремонт и оборудование

-3

  • Вам потребуется купить для кабинета офисную мебель (столы, кресла, стеллажи), компьютеры и МФУ, канцелярские принадлежности (бумагу, ручки)
  • Открытие юридического кабинета начните с обустройства офиса. Вам потребуется купить офисную мебель (столы, кресла, стеллажи), компьютеры и МФУ, канцелярские принадлежности (бумагу, ручки).
  • Разработку дизайн-макета и ремонт доверьте профессионалам. Они выполнят комплекс работ под ключ, а вы, таким образом, избавитесь от неспецифических задач. Практика показывает, что такой подход даже позволяет сэкономить.

Какие документы нужны для открытия юридической консультации?

  • Первая задача начинающего предпринимателя — получение разрешения на запуск проекта. Вопросы регистрации рассматривает ФЗ №129. Можно зарегистрировать вновь открытую компанию как ИП на одно физическое лицо или как ООО для оказания юридических услуг совместно с партнерами и пропорциональным разделением долей и обязанностей между ними.
  • Какие документы нужны для открытия юридической консультации? В обоих случаях потребуются:
  • код деятельности по классификатору ОКВЭД (для ИП);
  • паспорт и ксерокопии паспорта партнеров;
  • заявление о регистрации;
  • квитанция о внесении государственной пошлины.
  • После того, как предоставите весь перечень бумаг в государственные органы, вам выдадут свидетельство о регистрации предприятия.
  • Организациям, которые оказывают юридические услуги, разрешено применять упрощенную систему налогообложения (УСН). При этом можно выбрать между двумя ставками:
  • 6 % с доходов;
  • 15 % с доходов за вычетом расходов.

Персонал для юридического агентства

  • Чтобы открыть юридическую консультацию с нуля, вы можете обойтись без статуса адвоката, главное, что нужно в этом вопросе — навыки управляющего.
  • Вы должны умело решать административные задачи и распределять обязанности между подчиненными, привлекать клиентов и анализировать расходы. Исключение составляет защита интересов клиентов по уголовным делам. Здесь специализация адвоката имеет решающее значение.
  • Солидное предприятие не сталкивается с проблемой набора кадров. А вот начинающей конторе сложно привлечь специалистов с опытом. Решить вопрос с составом можно за счет выпускников вузов.
  • Они начнут в вашей компании карьеру, нарабатывая имя и опыт. А вы сэкономите на фонде оплаты труда — молодые специалисты не рассчитывают на большие гонорары. Найти заинтересованных в получении опыта юристов можно на сайтах вакансий, в газетах объявлений или напрямую по договору с университетом.
  • Можно пойти дальше, предлагая студентам-отличникам проходить на базе предприятия стажировку и практику, писать курсовые и дипломные работы. После выпуска позвольте им устраиваться на работу в юридическом кабинете, чтобы открыть молодые таланты, нужно разработать вступительный тест. Для обучения бывших студентов поставьте их в связку с экспертами. Таким образом, в штате будут задействованы опытные юристы и выпускники.
  • Для приема заказов потребуется секретарь. Наймите человека на удаленной основе, который принимает звонки и оформляет заявки на дому. Когда основные специалисты в офисе, переключайте звонки на себя. Самостоятельно смоделированный виртуальный секретарь обойдется в 7000 р. ежемесячно. Сравните с услугами колл-центра, где вам нужно отдать 11000 при заключении контракта и затем по 9000 р. каждый месяц. Однако даже call-центр несопоставим с расходами на организацию рабочего места для штатного секретаря и оплату его труда.
  • Мы не упомянули в пошаговой инструкции о ведении бухгалтерии: при открытии юридической фирмы с нуля лучше выбирать аутсорсинг. На упрощенной системе налогообложения бухгалтерский учет обойдется в 2500–3000 р. ежеквартально.

Как лучше организовать рекламу юридических услуг?

  • Следующий обязательный этап, после того как открыли юридическое бюро, — решить вопрос с рекламой. Самые первые маркетинговые ходы — изготовление вывески и визиток.
  • В остальном помогут рекомендации первых клиентов и знакомых. Будьте полезны целевой аудитории, и репутация заработает на вас. В 90 % случаев, если вы оказали услугу хорошо в первый раз, в следующий клиент вновь обратится к вам, а не к конкуренту.
  • Можно организовать целевую рекламу юридических услуг: в этом случае, открыв бизнес, вы делаете коммерческие предложения организациям, как лучше запустить этот процесс, расскажем дальше.
  • Допустим, вы предлагаете новичкам на рынке бесплатные юридические консультации. Сообщить им об этом можно на личных встречах и переговорах. Эффективны адресные рассылки руководителям предприятий. Письма начинайте с обращения, которое действует гораздо лучше безликого «Уважаемый руководитель». Не поленитесь уточнить ФИО должностных лиц, к которым будете обращаться.
  • После такой точечной акции у вас окажется все, что нужно для открытия юридической фирмы: контакты потенциальных клиентов и поддержка специалистов в смежных вопросах бизнеса на правах взаимовыгодных отношений.
  • После того, как основные организационные моменты урегулированы, стоит заняться разработкой сайта. Строгий дизайн и максимум информации по теме (расценки на услуги, полезные материалы и пр.) помогут в продвижении. Параллельно сайту ведите блог, публикуя в нем посты с практическими советами от юристов, полезными в повседневной жизни.

Советы коллег, которые достигли результатов

  • Как организовать работу юридического отдела, чтобы быть максимально доступными для целевой аудитории? Для начала потребуется разработать аватары клиентов. Если большая часть услуг нацелена на решение хозяйственных вопросов, ваша аудитория — юридические лица. Дня них удобен график работы с 8:00 до 19:00 с понедельника по пятницу. В субботу логично оставлять в офисе одного юриста, который сможет принимать заявки срочного характера.
  • Открывая свой бизнес с нуля по оказанию юридических услуг даже как ИП, не забудьте о том, что на встречу часто приходят по 2 представителя компании. Продумайте, чтобы всем хватило посадочных мест у стола руководителя, а еще лучше организуйте переговорную комнату.

Сколько стоит открыть юридическую фирму?

  • Какие расходы потребуются на начальном этапе? Первоначальные расходы пойдут на открытие фирмы: регистрация ООО — 20–30 тыс. р., с юридическим адресом сумма увеличится еще на 10–15 тыс. р. Однако эти расходы можно уменьшить втрое (до 10 тыс. р.), если взять регистрацию на себя.
  • К остальным расходам относятся:
  • покупка мебели и оргтехники — 50–60 тыс. р.;
  • аренда и ремонт — 60 тыс. р.;
  • расходы на связь (телефон, Сеть) и программное обеспечение — 30–40 тыс. р.;
  • заработная плата (на одного специалиста) — 30–40 тыс. р.;
  • виртуальный секретарь — 7 тыс. р.;
  • сопровождение бухгалтерского учета на аутсорсинге — 2,5–3 тыс. р.
  • Итого. Сколько стоит открыть юридическую фирму — 250–320 тыс. рублей. Выход на прибыль возможен уже на 2–3 месяц с начала работы.
  • Прибыльность определяется выбором услуг. Разберем линейку услуг, о которой говорили ранее:
  • консультация юриста — 1,5 тыс. р.;
  • составление документации — 3 тыс. р.;
  • представление интересов в суде — 40 тыс. р.;
  • оспаривание собственности — 40 тыс. р.
  • Совокупная стоимость услуг — 21 тыс. р. Бизнес-план по открытию юридической фирмы в этом случае можно сформировать, ориентируясь на начальные данные: сколько юристов какое число клиентов обслуживают. Допустим, 5 специалистов за месяц консультируют 5 клиентов. Доход высчитываем по следующе схеме: 5*5*21 000 = 528 125 р.
  • Чистую прибыль за первый месяц выводят, вычитая из доходов расходы: так как мы потратили 250–320 тыс. р., чтобы организовать юридическую фирму, в сумме у нас получается 208–270 тыс. р.

Бизнес-план

  • Бизнес-план юридической консультации обязателен, так как открывая проект, вы должны предполагать соотношение доходов и расходов. Чтобы составить финансовый план, вы можете переработать под реальные условия примеры из интернета. Однако единственная гарантия грамотного проекта — передача этой функции профессионалам. Этот прием позволит избежать ошибок, с которыми часто сталкиваются начинающие бизнесмены.

Источник:

https://firstbiznes.ru/info/kak-otkryt-yuridicheskoe-agentstvo-s-nulya/