Найти в Дзене
Совушкина лавка

Если ребенок гиперактивный, что делать?

Оглавление

Что делать с гиперактивными детьми? Они же такие…гипрактивные!!!

Самое главное, конечно, любить! А еще для мамы важно направлять и вовремя организовывать деятельность малыша так, чтобы она не была бесцельной.

Для этого подойдут спортивные игры, игры с песком и водой, и – вы не поверите – даже некоторые настольные развивающие игры!

Какие игры подойдут гиперактивному малышу

Например, Чудо-куб «Сенсорика». Казалось бы, настольная? А вот и не всегда! Прячем геометрические фигурки в комнате. Рассказываем историю, про то, что из королевского сейфа украли все сокровища принцессы. Просим ребенка помочь в их поисках. Малыш ищет детали (с подсказками или сам) и складывает в куб. Но это еще не все! Драгоценности нужно вернуть на свои места – в украшения. Ребенок на ощупь, подбирает фигуры различной текстуры для рамок-вкладышей. Если его терпения хватит хотя бы на 3-4 штучки – это уже хорошо!

Похожий принцип приключения-квеста можно использовать и в других развивающих играх. Например, с «Паутинками» Мотессори.

Злой волшебник украл магические Замки Счастья из Волшебной страны. Кто поможет вернуть их на место? Ребенок собирает спрятанные в комнате детали, собирает их в рамке, обязательно проговаривая цвет, размер и форму – иначе счастье не вернется в королевство. А где же ключи от Замков Счастья? Загадайте малышу загадку:

Он большой, удобный, мягкий
На нём можно крепко спать.
А когда никто не видит
На нём можно поскакать.

Что это? – Диван! Там-то ребенок и найдет оставшиеся маленькие детали – ключи!

-2

Включая в развивающие игры элемент подвижности, можно адаптировать их для маленьких непосед. Возьмите, скажем, самые простые рамки-вкладыши. Такие, как Рамка-вкладыш «Домашние животные и их детеныши». Сложите детали в одном конце комнаты, а саму рамку оставьте в другом. Пусть ребенок берет детали по одной, добегает до другого конца комнаты и кладет их в нужные ячейки. С каждым разом можно придумывать другие задания: бежать на цыпочках, идти на пяточках, скакать как козлик и т.д.

Даже Ми-ми Мемо «Дикие животные» можно превратить в подвижную игру. Разложите на столе половину карточек картинками вверх. Остальную часть держите у себя на другом конце комнаты. Показывайте ребенку по очереди картинки, пусть он добежит до стола, отыщет там такое же изображение и принесет его вам и назовет зверя. И память на ходу тренируется, и внимание!

-3

«Попробуй, удержи» - интересная игра для большой компании, в которой участникам предстоит выполнять не самые простые задания: приседать, прыгать, бегать, удерживая при этом шарики разными частями тела!

Выдумываем игры сами

Игры для подвижных деток можно выдумывать, буквально, из воздуха!

Например, игру «Одно целое».

Дети должны встать парами плечом к плечу, обнять друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Получается одно целое: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Путь попробуют походить, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Этот же вариант можно попробовать, прижавшись друг другу спинами и держать под руки.

Загородите дорогу или схватите бегающего ребенка. Чтобы пройти или освободиться от объятий, он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения: назвать дату своего (маминого, папиного) рождения, сказать, что в этой комнате есть желтого цвета, сосчитать, сколько передних колес у трех трехколесных велосипедов.

-4

Попросите малыша выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы ребенок не только двигался, но и сосредотачивался на подсчете.

Поиграйте в «День-Ночь». Говорим «День» - всем можно двигаться, петь, повторять стишки. «Ночь» - все замерли на месте.

«Робот». Водящий изображает робота, который выполняет все указания и инструкции (пойти, сесть, махать руками, петь песню), а второй - хозяин - дает их. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится».

«Час тишины». В течение часа все члены семьи могут говорить только шёпотом. За это полагается вознаграждение, ведь это очень сложно сделать, особенно такому ребенку.

Возьмите салфетку и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Смейтесь вместе с ребенком. Посоревнуйтесь, кто из вас сможет дуть на салфетку дольше. Так, чтобы она не упала. Это хорошее дыхательное упражнение.

Игры с песком. Сухим и влажным: пересыпаем, рисуем на нем, мнем, лепим, закапываем.

Дети очень любят игру «Найди сокровища». Закопайте игрушки, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это.

Игры с водой. Можно плескаться и в ванной вместе с тактильными шариками, устраивая им водные гонки и подводное плавание.

«Дотронься до цвета». Принцип игры такой: на стену (лучше повыше) прикрепите лист ватмана с кругами разного цвета. Называйте цвета и пусть ребенок пробежит по комнате и, подпрыгнув, дотронется до нужного. При этом можно называть предмет такого же цвета. Таким же образом можно выучить с активными детками животных и птиц, геометрические фигуры, цифры, буквы и многое другое.

Если ребенок любит двигаться под музыку, петь, то почаще устраивайте семейные концерты. Удивительно, но гиперактивные дети, которые игнорируют выговоры и замечания, при этом чувствительны к малейшей похвале. Хвалите его за все, что у него получается хорошо (артистично, слаженно, аккуратно, вовремя и т.д.).

Что важно учесть родителям гиперактивного малыша?

Чаще говорите ребенку «да». Хороший тренажер: попробуйте на любое свое желание в течение хотя бы половины дня говорить «НЕТ». «Чайку? – Нет.- В магазин? – Нет! Булочку? – Нет! – Поговорить с подружкой? – Нет!». Наверное, так себе удовольствие? Представляете, что чувствует ребенок, если почти на каждое его желание, он слышит «нет, нельзя, потом». Старайтесь чаще давать ребенку пространство для его жизни, тогда он более расслабленным, готовым к диалогу.

Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора и за компьютером. Долгое просиживание с гаджетами – первый враг для незрелой психики ребенка! Долгое – это более 20 минут. Если ребенок уже начинает закатывать истерики, выбивая из мамы еще одну серию «Патруля», значит срочно нужно выключать экран и отвлечь его каким угодно делом.

Например, выгулять собаку, посоревноваться, кто больше подпрыгнет на одной ноге, громче квакнет.

Переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Поэтому ребенку нужно высыпаться и отдыхать в течение дня. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в торговых центрах и т.п. оказывает на ребенка возбуждающее действие.

Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. При этом требуйте выполнение правил, касающихся его (и окружающих) безопасности и здоровья

Странное на первый взгляд поведение ребенка – способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени, играйте, все время разговаривайте, давайте возможность больше говорить ему самому, задавайте вопросы вроде: «А ты как думаешь? А ты об этом знал? А что ты видел интересного? Что тебе запомнилось больше всего?».

В детской комнате (личном уголке) должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать внимание ребенка. Хорошо бы иметь в доме небольшой спортивный уголок и другой спортивный инвентарь: легкие мячи, кегли, скакалку, хулахуп, гантели по возрасту, эспандер и т.д.

Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным или любимым.

Хорошо, если у ребенка будет какое-нибудь увлечение. Такое дело, которое ему нравится и в котором у него хорошо получается то-то делать. Такое занятие нужно всячески поощрять, неважно – это бег трусцой, хоккей, театральный кружок или что-то еще. Ребенку важно чувствовать, что у него в жизни есть дело, в котором он мастер. И, конечно, всегда ощущать вашу поддержку!