Посмотрите на фотографию под заголовком. Это стоянка новых автомобилей, которые были произведены сравнительно недавно. Всего несколько лет назад. Это те автомобили, которые не были реализованы через сети автосалонов, потому что их было произведено избыточное количество. Фактически их не удалось продать даже в кредит. Чтобы они зря не занимали место в автосалонах их отправляют ржаветь на автостоянки под открытым небом. И таких стоянок сотни по всему миру. Там нереализованные автомобили ждут своей очереди на утилизацию. Двигатели и части салона этих автомобилей разбирают на запчасти. А кузова автомобилей отправляют на переплавку. Производители автомобилей стараются это не афишировать. Но именно так работает современная автомобильная промышленность. Этот простой пример наглядно иллюстрирует то, что перепроизводство товаров в современном мире это объективная реальность. И что оно носит перманентный характер.
И конечно сразу возникает вопрос — а почему так происходит? Неужели капиталистам выгоднее уничтожать продукцию собственного производства, вместо того чтобы хоть как то реализовывать ее — например, предоставляя значительные скидки? В большинстве случаев как это не странно звучит. Вариант с уничтожением продукции оказывается более привлекательным. Потому что переизбыток товара на рынке в условиях рыночной экономики неизбежно ведет к уменьшению его цены. А что означает для капиталистов падение цены? Только одно — уменьшение прибыли. То чего капиталисты опасаются больше всего и стараются избегать всеми доступными методами.
И уничтожение избыточного количества автомобилей это только один из многих примеров. Здесь уместно привести исторический пример. Во время «великой депрессии» которая произошла в первой половине двадцатого века. И которую я считаю ярким примером кризиса перепроизводства. Покупательная способность населения США оказалось настолько низкой, что у производителей сельскохозяйственной продукции скопилось просто огромное количество молока и свинины, которую они не могли реализовать. Это привело к тому, что цены на эту продукцию очень сильно упали. С целью поддержания цен на приемлемом для сельскохозяйственных производителей уровне избыточную продукцию начали уничтожать. И при этом их совершенно не волновало, что жизненный уровень многих жителей США в тот период упал до такого уровня, что стало не хватать денег на еду.
В то время по всей стране население США устраивало голодные марши. Но продажа продовольствия по слишком низкой цене или тем более раздача его бесплатно противоречит одному из главных принципов функционирования капиталистической системы — извлечения максимальной прибыли за период продаж. Фактически идет постоянная погоня за прибылью. И это только одна из причин возникновения кризисов перепроизводства. О том, как они возникают и к чему это приводит речь пойдет далее в этой статье.
В прошлой статье я кратко описал, почему кризисы перепроизводства неизбежны при капиталистическом способе производства. В этой статье я хочу остановиться на некоторых моментах подробнее. А так же детально рассказать о том, как кризисы перепроизводства происходят в современных реалиях. И к каким последствиям это приводит.
Для начала следует разобраться, каким образом капиталистический способ производства работает в современных реалиях.
Посмотрите на картинку выше. Это упрощенная схема того, как работает современное капиталистическое производственное предприятие. Давайте теперь изучим ее более деятельно. Для начала товаропроизводителю, чтобы решить что производить, и в каких количествах за определенное время необходимо оценить объем рынка. Надо выяснить хотя бы приблизительно, сколько платежеспособных покупателей есть на товар, который планируется производить. Иначе есть риск произвести большой объем невостребованной продукции и понести из-за этого огромные убытки. С этой целью проводятся маркетинговые исследования.
Далее идет составление производственного плана. Товаропроизводитель на основе маркетинговых исследований, принимает решение какую продукцию, и в каких количествах следует произвести за определенный срок. Фактически современные товаропроизводители активно используют плановую экономику. Только планирование идет на уровне отдельных предприятий. А не на уровне отраслей или целых государств. Следует так же сказать, что активно используются компьютеризированные системы учета. Так же набирают популярность технологии больших данных, облегающие планирование.
Затем идет производство продукции согласно производственному плану. И далее готовая продукция отправятся сначала на оптовый склад, а затем в розничные сети для продажи конечному потребителю.
Может сложиться впечатление, что при грамотном маркетинговом исследовании и правильном производственном плане должно быть произведено столько продукции сколько надо потребителям. Без перепроизводства и дефицита. Но тут есть важный нюанс — это могло бы быть возможно, если бы на каждую группу товаров был только один товаропроизводитель. Но в реальности их множество и они все конкурируют между собой за конечных потребителей. Таким образом, в реальном мире схема значительно усложняется.
На схеме выше представлена упрощенная схема производства в условиях конкурентной среды. Когда за один и тот же рынок сбыта, конкурируют между собой три разных производителя схожей продукции. И так — имеется три условных товаропроизводителя. Я обозначил их как первый, второй и третий. Они производят схожую продукцию — некий условный товар. Проводят маркетинговые исследования, составляют производственные планы, затем запускают производство и начинают продавать готовую продукцию. Но отмечу еще раз — в этой схеме товаропроизводитель уже не один. В то же время объем рынка сбыта остался неизменным. Число платежеспособных покупателей осталось прежним. К чему это приведет при таком раскладе? Как несложно догадаться, скорее всего, результат будет следующим — произойдет перенасыщение рынка произведенным товаром. Все кто хотел и мог купить товар, довольно быстро раскупят определенную часть произведенного товара. А остальная часть товара останется невостребованной. И будет без дела лежать на полках магазинов и зря занимать место на оптовых складах. Фактически я описал упрощенную схему того, как происходит перепроизводство товаров в современных реалиях.
Таким образом становиться ясно, что в условиях конкурентной среды. Когда число платежеспособных покупателей ограниченно, а товаропроизводителей много. И каждый хочет продать как можно больше товара за период продаж с целью получения максимальной прибыли. Происходит то о чем писал Карл Маркс еще в середине девятнадцатого века.
А именно — происходят кризисы перепроизводства.
Посмотрите на картинку выше. На ней показана упрощенная схема возникновения кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. В условиях конкурентной среды. Из этой схемы становиться ясно, что борьба нескольких товаропроизводителей за рынок сбыта, ведет сначала насыщению рынка, затем к перенасыщению рынка. Далее конкурентная борьба приводит к кризису перепроизводства. И сразу возникает еще один вопрос? А являются ли кризисы перепроизводства при капиталистическом способе производства неизбежными?
Ответ звучит так — если бы товаропроизводители не конкурировали между собой, а наладили сотрудничество. И ставили целью не извлечение максимально возможной прибыли за период продаж. А максимально полное удовлетворение потребностей потребителей. Говоря иначе согласовать производственные планы таким образом, чтобы постараться с одной стороны избежать перепроизводства, а с другой стороны не допустить появление дефицита. То кризисов перепроизводства можно было бы избежать.
Но в условиях конкурентной среды все происходит по-другому. Информация об запланированных объемах производства, как правило, носит закрытый характер. Более того — информация об объемах продаж так же не редко является закрытой. Яркий пример это то, как компания Apple засекретила информацию об объемах продаж IPhone. Что делает действия товаропроизводителей не согласованными.
Отсюда следует простой вывод — в условиях конкурентной среды кризисы перепроизводства
при капиталистическом способе производства носят неизбежный характер. Именно таким образом происходит перепроизводство автомобилей и не только.
Например, это актуально для мобильных телефонов. О том, что смартфонов производиться избыточное количество уже давно понятно всем. Именно поэтому ведущие товаропроизводители этих устройств все больший акцент в своей работе ставят не на продажу дорогостоящих устройств. А на продажу различных сервисов.
Вы не задумывались, куда деваются не распроданные и уже морально устаревшие мобильные телефоны и другие устройства?
Посмотрите на фотографию выше. Вот где оказывается эта невостребованная продукция. Она оказывается на свалке. Так же как и не востребованные автомобили. И они тоже ждут своей очереди на утилизацию. Все это как я уже сказал результат перманентного перепроизводства товаров в современной глобальной капиталистической системе. Которая периодически приводит к кризисам перепроизводства. Безусловно, таких частых и глубоких кризисов перепроизводства как во времена Карла Маркса в современном мире уже нет. В современных реалиях появились меры, которые позволили уменьшить частоту и глубину этих кризисов.
Первая мера это появление государственного планирования и государственного регулирования — это позволило сделать капитализм сравнительно цивилизованным и не таким диким как во времена Карла Маркса. В частности это привело к тому, что рабочие на заводах и другие наемные служащие получили реальные права, которых у них не было ранее.
Вторая мера — появилось потребительское кредитование. Появления потребительского кредитования сыграло огромную роль в становлении современного общества потребления. Ведь не секрет что большинство новых автомобилей продается в кредит. И большая часть жилья в новостройках берется в ипотеку.
Третья мера — запланированное устаревание. Намеренное снижение срока службы изделия с целью стимулирования потребителя к скорейшей его замене на новое.
Четвертая мера — агрессивная маркетинговая политика. Агрессивная реклама окружает нас повсюду. Цель рекламы очень простая — стимулирование потребительского спроса. Любой продавец вам скажет, что именно реклама является двигателем современной торговли.
Эти меры привели к тому, что уменьшилась частота и глубина кризисов перепроизводства. Но сами кризисы перепроизводства при этом никуда не делись.
Посмотрите на картинку выше. Это индекс деловой активности Китая PMI в виде диаграммы. Красным цветом я выделил период с мая по октябрь текущего года. Весь этот период индекс PMI был ниже отметки в пятьдесят пунктов. Если брать данные за октябрь, то он находился на отметке 49.3 пунктов. Принято считать, что падение индекса PMI ниже пятидесяти пунктов сигнализирует о снижении производственной активности.
По моему мнению, снижение производственной активности в Китае говорит о том, что там, в настоящее время продолжается кризис перепроизводства. Как известно Китай в настоящее время это вторая экономика в мире по уровню ВВП и одновременно первая экономика по объемам промышленного производства. Это, по моему мнению, привело к тому, что в Китае кризисы перепроизводства стали носить регулярный характер. И в настоящее время там происходит один из них. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о неизбежности кризисов перепроизводства при капиталистическом способе производства. Скажу больше. Проблема кризисов перепроизводства в условиях глобальной капиталистической системы не может быть решена в принципе. Для ее решения нужна принципиально другая экономическая модель.
Следует так же сказать, что из самой сути капиталистической системы следует не только неизбежность кризисов перепроизводства. Но и не неизбежность наступления нового мирового финансового кризиса. Все дело в том, что научно доказано, что ресурсы нашей планеты ограниченны. А так же что существуют объективные пределы экономического, а так же демографического роста в условиях, когда ресурсы постепенно закачиваются. Подробно об этом можно прочитать в исследовании «Пределы роста» — доклад Римскому клубу. Которое было опубликовано в уже далеком 1972-ом году. Но оно по-прежнему актуально. Так же в настоящее время установлено, что кроме приделов роста по ресурсам. Так же существуют пределы роста долговым обязательствам и нагрузке на экологию нашей планеты. Аналитики предупреждают, что некоторые из этих приделов роста в условиях постоянной конкуренции и погоне за прибылью могут быть достигнуты уже в следующем году. Что приведет к новому мировому кризису. А поскольку в современной мировой капиталистической системе преобладает финансовая сфера, то это будет новый мировой финансовый кризис. А новый мировой финансовый кризис в свою очередь неизбежно приведет к новой волне падения цен на нефть.
Smart-lab.ru - Крупнейшее в России сообщество инвесторов и трейдеров. Блоги инвесторов и трейдеров; новости финансовых рынков.
Источник: https://smart-lab.ru/blog/575104.php