Михаил Васильевич Водопьянов (18 ноября 1899–1980 гг.), - легендарный полярный лётчик, генерал-майор авиации (1934 г.), один из первых Героев Советского Союза (1934 г.).
Родился Михаил Водопьянов 06. (18) ноября 1899 г. в с. Студентки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне - г. Липецк).
В рядах РККА Михаил Водопьянов служит с 1919 г. и воюет на стороне "красных" в Гражданской войне.
Михаил Водопьянов (справа) и Харитон Славороссов у самолёта "Конёк-горбунок". 1925 г. Взято с общедоступного интернет-ресурса.
В 1929 г. Михаил Водопьянов окончил военно-авиационную школу лётчиков и с тех пор его жизнь была посвящена авиации.
В 1930-е гг. он прокладывал, часто в сложных погодных условиях, воздушные трассы из Хабаровска на Нижний Амур и Северный Сахалин (открыл её в 1929 г.). 9 января 1930 г. на самолёте «СССР-127» («Фарман-13») с бортмехаником Николаем Аникиным вылетел на Сахалин по маршруту Хабаровск – Оха с промежуточными посадками в Троицком, Нижне-Тамбовке, Мариинске, Николаевске-на-Амуре. Перелёт продолжался (в обе стороны) 11 суток.
В мае 1930 г. экипаж Михаила Водопьянова совершил перелёт Москва - Хабаровск. Необходимо отметить, что в тот период времени подобные перелеты организовывались советским военным и гражданским руководством в т.ч. и для того, чтобы выяснить возможность быстрой переброски войск и материального имущества, крупных авиационных соединений в условиях будущей войны (на востоке - с Японией) с запада СССР на Дальний Восток по воздуху.
Зимой 1933 г. Михаил Водопьянов открыл самую протяжённую в мире авиалинию Москва – Петропавловск-Камчатский. Во время перелёта его самолёт разбился, а сам пилот получил тяжелые ранения.
В марте-апреле 1934 г. он принимал участие в спасении экипажа и пассажиров парохода - ледокола«Челюскин», совершил уникальный перелёт (более 5800 км.) из Хабаровска на базу спасательный экспедиции в Ванкарем, преодолев Анадырский хребет.
В 1936 г. во главе авиационного отряда Михаил Васильевич Водопьянов совершил перелёт по маршруту Москва - Архангельск - Земля Франца-Иосифа и обратно.
В 1937 г., после тщательной авиационной разведки, отряд 4-х моторных тяжелых воздушных кораблей под командованием Михаила Водопьянова совершил первую в истории посадку на Северном полюсе, доставив туда экспедицию (СП - 1) и её оборудование. В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало.
В 1939 г., когда началась советско-финская война, Михаил Водопьянов уходит на нее добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 летчик Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени.
С началом Великой Отечественной войны Водопьянов подаёт несколько рапортов с просьбой отправить его на фронт, однако в удовлетворении их ему было отказано, мотивируя это необходимостью наличия опытных пилотов для организации перевозок по Северному морскому пути. Водопьянов проявил характер. Он не подчинился воле руководства, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Ему удалось добиться встречи со Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал «Согласен. Сталин».
В начале Великой Отечественной войны Михаил Водопьянов командовал 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизией, лично участвовал в бомбардировках вражеского тыла и г. Берлина (в ночь на 11 августа 1941 г.).
17 августа 1941 г. Михаил Водопьянов был отстранён от командования дивизий как "не имеющий достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе". После отстранения он продолжал летать как рядовой лётчик.
Причины отстранения Михаила Водопьянова от командной должности просты: из 10 бомбардировщиков, поднявшихся в ночь на 11 августа 1941 г. бомбить г. Берлин до цели долетело только 6 самолётов (1 - сломался сразу после взлёта, 1 - был подбит своими же зенитчиками, 2 - не долетели до цели по разным причинам, но отбомбились на "запасных" целях). Эффект от этой бомбардировки был значительным. Первоначально немцы даже и не могли подумать, что их бомбила советская дальняя авиация и во всем "обвинили" англичан. Отныне СССР показало, что и столица рейха находится под угрозой советских бомбардировок.
Для справки: необходимо отметить, что боевой опыт применения дальних бомбардировщиков у советских ВВС уже был. Так, например, еще 23 февраля 1938 г. советские пилоты, воевавшие под китайскими именами в составе ВВС Гоминьдана нанесли ошеломляющий неожиданный бомбовый удар по японской авиабазе Мацуяма на о. Тайвань, показав тем самым, что и у китайской армии есть дальние бомбардировщики, способные в случае чего нанести удар и по г. Токио, - столице Японии. Подобное же использование дальних бомбардировщиков, по некоторым данным имело место также в ходе бомбардировки финских городов (советско-финская война 1939 - 1940 гг.)
При возвращении на авиабазу у самолета Водопьянова отказали двигатели. Ему пришлось экстренно посадить свой самолет за линией фронта, - в лесу. Благодаря умелым действиям и мужеству экипажа, удалось избежать людских потерь и через три дня выйти через линию фронта, к своим.
Советское руководство осталось недовольно потерями боевой группы. Михаила Водопьянова наградили орденом Ленина, однако, при этом, - сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу Однако прославленный летчик попросил оставить его рядовым пилотом в той же авиадивизии, которой он ранее командовал. В ее составе он продолжал выполнять боевые задачи, в частности, - бомбил оборонные объекты в г. Данциг и г. Кёнигсберг.
В 1942 г. Михаил Водопьянов вновь назначен командиром авиационной дивизии (другой), неоднократно совершал полёты в партизанский соединения для доставки вооружения и эвакуации раненых.
Вскоре после своего нового назначения Михаил Водопьянов попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. Летать с такими травмами отныне ему было нельзя. Но он продолжает оставаться в авиации, передавая свой бесценный опыт другим людям.
Длительный период времени Михаил Водопьянов трудился в качестве военного представителя на 22-м Казанском авиационной заводе, где контролировал выпуск бомбардировщиков "Пе-8".
В 1945 г. командовал 25-м Гвардейским Тяжелобомбардировочным Авиационным Орловским полком.
До 1946 г. Михаил Водопьянов продолжал службу в авиации дальнего действия. После 1946 г. прославленный лётчик работал в полярной авиации. Активное участие он принял в организации в 1948 г. научной станции «СП-2». Есть информация, что в 1949 г. он совершил высадку на Южном полюсе, за что был награжден орденом Ленина, но до настоящего времени официально это не подтверждено.
За свою долгую и верную службу Родине он был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.
Необходимо отметить также то, что Михаил Водопьянов является отцом семерых детей и автором нескольких книг, членом Союза Писателей СССР. Из под его пера вышли такие произведения для взрослых и юношества, как: "Полёты", "Мечта пилота", "На крыльях в Арктику", "От сохи до самолёта", "Друзья в небе", "В дни войны" и т.д.
Умер легендарный летчик 11 августа 1980 г. в г. Москве, где и похоронен на Троекуровском кладбище.
Документальный фильм о Михаиле Водопьянове. Взят из открытых интернет-ресурсов.
В завершение нашей публикации - стихотворение Юрия Загинайлова "Лётчик Водопьянов":
Летать по небу – лётчиков удел,
Ходить по морю – дело капитанов,
А он на Полюс морем пролетел ,
Простой крестьянский парень Водопьянов.
Приказ на север – север покорим,
Откроем у Земли магнитный полюс.
Сейчас мы с небом о любви поговорим,
Мотор на запуск! Парашют под пояс!
Команда взлёт – отставить разговор,
Молчанье – компас в этом плотном мире.
И, словно эхо средь высоких гор,
Знакомый голос сокола в эфире.
У лётчика от бога три мечты,
Всего лишь три не меньше и не больше.
Он с небом от рождения на «ты»,
Летал быстрее, выше всех и дольше.
Одним полётом – небо покорял,
Кумир аэроклубных мальчуганов.
Небесной гвардии достойный генерал,
Великий русский лётчик Водопьянов.
Если вам понравился наш материал, - огромная просьба, - подписывайтесь на наш канал или ставьте лайки.