Начнем с конца?
Возвращение трофейных произведений искусства началось сразу же, как только фашистская Германия капитулировала – в мае 1945 года. В тайниках Геринга были обнаружены бесценные коллекции. Найденные сокровища скрупулезно описывали и вывозили на грузовиках в музейные хранилища. Работа была почти рутинная. Но одна находка произвела самый настоящий фурор: в одном из тайников рейхсмаршала – в соляной шахте на территории Австрии – нашли работу Яна Вермеера «Христос и грешница», о которой к тому времени вообще ничего не было известно. Установить, как картина попала к Герингу, особого труда не составило, нацисты педантично все записывали: картина была приобретена у баварского банкира и торговца предметами искусства Алоиса Мидля. Тот в свою очередь рассказал, что купил Вермеера у малоизвестного голландского художника Хана ван Меегерена. Покупка обошлась Герингу в 1,65 миллионов гульденов (около 7 миллионов долларов сегодня).
Голландца арестовали. Его обвинили не только в распродаже национального достояния и сотрудничестве с фашистами, но и в измене родине. Ван Меегерену грозила смертная казнь.
И тогда он решился на признание.
Преступник или герой?
– Автор этой картины вовсе не Вермеер, – заявил Меегерен, отсидев несколько недель в тюрьме и трезво оценив свое катастрофическое положение. – Ее написал я!
Если бы он во всеуслышание объявил, что на самом деле его зовут Наполеон Бонапарт, ему бы поверили охотнее. Никто не отнесся к его заявлению серьезно.
– Я готов это доказать, – настаивал безумный заключенный. – Дайте мне кисти и краски!
Ему пошли навстречу. Начался следственный эксперимент. Под наблюдением экспертов и полиции Хан ван Меегерен приступил к созданию картины. И теперь экспертам показалось, что они сходят с ума: на холсте прямо у них на глазах рождался новый «Вермеер» – «Иисус среди книжников».
О гениальном фальсификаторе прознали журналисты – в надежде на интервью они съезжались со всего мира. О нем начали писать в газетах Европы и Америки. Еще бы: ведь он надул самого Геринга! По слухам рейхсмаршал, ожидающий в это время приговора Нюрнбергского процесса, когда узнал о подделке, чуть не расплакался. «Видимо, на свете, совсем не осталось порядочных людей», – сказал он, прочитав в газете о фальшивом Вермеере.
Художника обвинили в мошенничестве и дали всего лишь один год лишения свободы. После суда он признал:
– Мой триумф фальсификатора стал моим поражением как созидательного художника.
Пока адвокаты хлопотали о помиловании, Меегерен умер в тюремной больнице от острой сердечной недостаточности в возрасте 58 лет. Это случилось 30 декабря 1947 года. Насладиться славой на свободе и при жизни он не успел.
С чего все началось?
Хан ван Меегерен родился в октябре 1889 года в семье школьного учителя. С самого детства мальчик очень любил рисовать. Но только отец его увлечения не одобрял. Чтобы отбить охоту сына к живописи, он заставлял его по сто раз в день писать: «Я ничего не знаю, я ничто, я ни на что не способен». Но Меегерен проявил упорство, и отец отправил его учиться на архитектурный факультет Технического университета в Делфт, родной город Вермеера. И вскоре Меегерен получил высшую награду – Золотую медаль – за великолепную стилизацию техники XVII века, которую он использовал в рисунке для интерьера церкви.
Меегерен преклонялся перед старыми мастерами и презирал современное искусство. Кубистическим и сюрреалистическим изыскам он предпочитал реставрацию и копирование старых полотен. И это в начале ХХ века – во времена большого взрыва авангарда! О нем писали: «Одаренный техник, который обладает множеством достоинств, кроме одного - оригинальности». И Меегерен обозлился. Он объявил войну не только критикам, но заодно и современным художникам. Ему надо было доказать (главным образом, наверное, отцу), что он не пустое место! И отомстить всему художественному сообществу…
Как художнику удалось провести экспертов и обмануть весь мир, читайте во 2 части. Продолжение следует…