С подачи Эдуарда Петрова в России появилась новая профессия - лесовор. Лесоворы, или черные лесорубы, как их еще называют, вольготно живут во всех регионах России, располагающих лесами, но Сибирь, наш богатай- ший лесной край, стала для них особенно уютным пристанищем. Несмотря на противозаконность своей деятельности, там они образовали своего рода мафию - преступное сообщество, связанное общими интересами, целями, способами сокрытия своих действий, свойственных замкнутому кругу сообщества.
Материальный ущерб государству, причиненный их деятельностью, не поддается точному учету, но он колоссален, измеряемый миллиардами рублей. Как считает Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Greenpeace в России, незаконная вырубка лесов в России составляет площадь около сорока миллионов гектаров, что превышает площадь Германии.
Казалось бы, местным властям, правоохранительным и надзорным органам надо бить тревогу, звонить во все колокола, но нет, этого не пос- ледовало, вроде все так и было. Но вот в это застойное и разросшееся до угрожающих пределов лесное дело ворвался болеющий за страну жур- лист Эдуард Петров.
Даже трудно представить, с каким огромным сопротивлением пришлось ему столкнуться на разных уровнях власти, снимая и продвигая свои фильмы на экраны. Характерно и другое. Понадобилось целых три фильма, разоблачающ их и доказывающих всю подноготную системы воровства леса в промышленных масштабах, чтобы привлечь внимание и власти и общества к позорному бедствию в лесной отрасли.
Но местные чиновники всех ведомств, которых по долгу работы или служ-бы касались эти фильмы, не встревожились и, по сути, проигнорировали их. И лишь на самом верху - в Совете Федерации занялись рассмотрением проблем в лесном хозяйстве страны. Их оценка стала самой негативной как непосредственно для работников отрасли, так и для всех правоохра- нительных органов. По словам главы Совета Валентины Матвиенко, "всей лесной отраслью в России в настоящее время управляет преступный, те - невой сектор". Это, прямо скажем, самая отрицательная оценка работы всех ведомств и всех уровней, связанных с охраной лесов и их состояни-ем.
Но в первую очередь это касается местных и региональных органов исполнительной власти. Например, если бы только четыре лица региональных органов власти - губернатор, прокурор, руководители управлений МВД и Следственного комитета в тесной координации своих действий работали с энтузиазмом, с каким, например, снимал свои фильмы Эдуард Петров, дела в лесном хозяйстве можно было бы поправить быстро и повсеместно. Представляется, что с учетом криминогенной обстановки в лесном хозяйстве некоторых регионов, этих должностных лиц надо сменять каждые два -три года.
В своих фильмах Эдуард Петров показал и рассказал нам не только о хищнических схемах и масштабах воровства нашего "зеленого богатства", но и равнодушие, халатное отношение многих и многих должностных лиц к своим обязанностям. Некоторые из них рассказывают как о героизме
о своей работе, одни ведомства ссылаются на другие, другие - на третьи и так по замкнутому кругу проблемы ходят, но не решаются. И так из месяца в месяц, из года в год. Одни и те же проблемы, одни и те же безответственно - ответственные лица, Они ведь люди, и не могут уподобиться каким-то щепкам, летящим от преступной рубки леса. Они видят, как некогда "зеленое море тайги" превращается в пустошь, поросшую багульником и бурьяном.