Перед тем, как принять решение о покупке той или иной компании, любому разумному инвестору необходимо оценить деятельность компании и понять, каково ее финансовое состояние и стоит ли в нее вкладываться.
В прежние годы анализ компании был нетривиальным процессом, - в первую очередь, потому что не было такого объема открытой информации, который есть сейчас. А во-вторых, - потому что не было и единого стандарта ведения финансовой отчетности и компании мухлевали, кто во что горазд. Только после краха рынка в 1930-ых годах была создана Комиссия по рынку ценных бумаг в США, которая и начала "причесывать" рынок.
В текущих реалиях, хоть некоторые компании и продолжают "химичить" с отчетностью, большинство компаний следует стандартам МСФО и РСБУ.
Как следствие, принимая, что финансовые позиции компаний сходятся, есть возможность ввести определенные коэффициенты, по которым можно сравнивать компании между собой, - или, как еще их называют, коэффициенты-мультипликаторы (или просто мультипликаторы).
К своему удивлению, единого определения слову мультипликатор, я не нашел. Так что давайте под определением мультипликатор понимать "финансовый коэффициент, считающийся по финансовым показателям отраслей и компаний отдельно, описывающий их деятельность и позволяющий сравнивать компании между собой".
Для чего же нужны мультипликаторы?
1. Для беглого анализа компании
Мультипликаторы позволяют быстро оценить, - стоит ли компания вашего внимания, или же стоит пройти мимо? Если же мультипликаторы вас устраивают, то можно обратить на компанию внимание и более детально рассмотреть ее бизнес
2. Для возможности сравнения компаний между собой
Т.к. сейчас мультипликаторы рассчитываются на основе информации, представленной в отчетности по МСФО, то, ввиду стандартизации отчетности, они рассчитываются на основе одинаковых позиций отчетов. Как следствие, это позволяет сравнивать разные компании между собой.
Но, как и везде, есть свои нюансы:
1. Мультипликаторы не дают полноценного понимаю о состоянии компании
Надо понимать, что мультипликаторы, - это всего лишь ориентиры, и нельзя опираться только на них при анализе компании и принятии каких-либо действий о покупке акции
2. Компании должны быть из одной отрасли
Нельзя брать одни мультипликаторы у разных компаний, сравнивать между собой и принимать решение, - важно, чтобы отрасль деятельности компаний была одна и та же
3. Мультипликаторы надо брать из одного и того же источника
Несмотря на то, что вроде данные по отчетности МСФО компании у всех одинаковые, разные источники (сайты, аналитики, агенства,...) могут по-разному интерпретировать, что входит или не входит в расчет мультипликатора. Поэтому лучше найти источник, в котором есть необходимая информация по компания, и брать данные отсюда.
Ну или, как ни странно, рассчитать мультипликаторы самостоятельно, - это не так уж и сложно.
Мы кратко пробежались по понятию мультипликатор.
Какие мультипликаторы есть и как их использовать, - поговорим в следующих статьях!
Не переключайтесь! (с)