Мы неоднократно упоминали композитора и продюсера Кима Брейтбурга в наших постах, в том числе в связи с огромными роялти, которые он получает за свои мюзиклы в государственных региональных театрах Оренбурга, Красноярска, Магнитогорска и т. д. Но для нас Брейтбург — это прежде всего имя нарицательное для дистиллированного провинциального китча.
Сам Ким Александрович напирает на развлекательность своего продукта и называет его «эстрадным мюзиклом» (Брейтбург много лет успешно трудился в шоу-бизнесе, он — автор хитов «Голубая луна» и «Петербург—Ленинград»). Его супруга и соратница Валерия, часто выступающая как музыкальный руководитель, даже умудрилась накатать на эту тему кандидатскую и выпустить монографию.
Тем из вас, кто не знаком с театральными произведениями Брейтбурга, вряд ли стоит погружаться в изучение его творчества. Беда даже не в том, что мюзиклы Брейтбурга — грубая пародия на жанр. Брейтбург формирует представление жителей регионов о том, что такое качественный музыкальный театр. Люди начинают думать, что этот разухабистый лубок — норма.
На столицу Ким Александрович тоже покушался, экспансия пока ограничилась репертуарным мюзиклом «Джейн Эйр» в Театре Оперетты и детской сказкой «Иван да Марья» у Джигарханяна.
Театр Оперетты серьезно перелопатил «Джейн Эйр», чтобы придать мало-мальски удобоваримый вид, но даже с учетом того, что постановочная и исполнительская культура в Оперетте гораздо выше, чем в среднестатистическом региональном музкоме, результат так же далек от романа Шарлотты Бронте, как Дмитровка от Таймс-сквер. Усилиями Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна мастерски написанный, изобилующий полутонами викторианский роман превратился в смесь второсортного водевиля и «Песни-92».
Недавно в Москве в рамках фестиваля «Видеть музыку» показывали мюзиклы Брейтбурга «Леонардо» (Симферополь), «Дубровский» (Нижний Новгород) и авторскую редакцию «Джейн Эйр» (Оренбург), на которую мы рискнули сходить. За день до представления в РАМТе зал был распродан в лучшем случае на четверть (а сколько еще мест было закрыто для «своих»!), и перед спектаклем у окна администратора гудела внушительная очередь из халявщиков. Нищебродов вроде нас, с билетами на балкон за 500 рублей, пересадили в партер к нагнанным пенсионеркам-социальщицам, и вот они-то и были большей частью той самой московской публики, которая рукоплескала «Джейн Эйр» из Оренбурга.
На самом деле «Джейн Эйр» — чудовищно плохой музыкальный спектакль, погружающий зрителя в альтернативную реальность.
Особенная хтонь — как поставлены музыкальные номера. Вымораживает даже не глупая и примитивная хореография (в «Джейн Эйр» — от хореографа-режиссера Николая Андросова, ужасно стыдная), а поведение солистов, сопровождающих свои вокальные высказывания карикатурной жестикуляцией, в попытке выглядеть, как поп-звезды, исполняющие убойный хит. И когда Валерия Брейтбург упоминает Михаила Чехова — мол, по его методу существуют артисты в их постановках, это выглядит как какой-то жесткий стеб.
Почему-то Валерии Брейтбург кажется, что этот наигранный пафос и безудержное кривляние выглядят эффектно, а не как повод закатать в асфальт режиссера. То, что творит ансамбль, просто мрак — артисты напоминают послушную лошадь, которую хлестнули по крупу кнутом, и она несется, бедная, по кругу, старательно пуча глаза и совершенно не осознавая, где она, что с ней, и кто эти люди вокруг..
А дальше случилось вот что. Нашелся человек, критик Александр Колесников, который написал об этом нашествии пошлости блестящую честную рецензию на сайте фестиваля.
И Брейтбургов, вполне ожидаемо, бомбануло. Ну правда, очень обидно — ты привез свои спектакли в столицу, рассчитывая показать товар лицом и собрать лайки, а организаторы выкатывают тебе нелестное экспертное мнение какого-то Колесникова. Результатом стало возмущенное открытое письмо директоров театров, где идут мюзиклы Брейтбургов (ведь Колесников не только разнес спектакли за их низкий художественный уровень, но и описал схему взаимодействия столичных дельцов и региональных театральных чиновников). Дирекция фестиваля опубликовала его под текстом Колесникова, но приносить извинения не стала. Браво!
Трагедия в том, что регионы встречают Брейтбурга с распростертыми объятиями. Ну как же: столичные авторы доехали до нашего Оренбурга/Омска/Саратова, они такие милые, такие высокопрофессиональные, они знают, как правильно, они нас научат. Работники провинциальных музкомов, сформировавшиеся в условиях творческой изоляции и убийственно низких стандартов, просто не догоняют, что с мюзиклами Брейтбурга не так, а с ними не так ВСЕ. Слава богу, в регионах еще остались достойные театры, на афишах которых никогда не будет этого низкопробного карнавала. Увидите ли вы вампуки Брейтбурга в Cвердловской музкомедии или у Мильграма в Театре-Театре? Да ни за что на свете!
Когда Валерия Брейтбург заламывает руки, мол, «в статье опустили огромную зрительскую аудиторию Кима», она забывает, что у региональной публики нет альтернатив. В отличие от жителей столиц выбор — из плохого, очень плохого и совсем уж дна. На этом тягостном фоне выйти в топ с вопрос напористости и деловой хватки, и здесь Брейтбургам только на руку плачевное состояние провинциального музыкального театра. «Миллионы зрителей, посмотревших мюзиклы Брейтбурга» — это вообще не аргумент, когда речь идет об оценке художественного уровня произведения. «Миллионы зрителей» смотрят «Дом-2», «Битву экстрасенсов» и Малахова, но даже коту понятно, что высокие рейтинги никак не характеризуют качество этих программ.
Наивная уверенность в собственных компетенциях, эстетическая глухота и абсолютная невосприимчивость к действительно хорошему однажды должны были сыграть против энергичного композитора-продюсера и его жены. Вряд ли фестиваль «Видеть музыку» стал бы публиковать на своем сайте критическую статью, если бы в ней отражалось мнение одного только Колесникова. Больше того, на финальном круглом столе Киму Брейтбургу пришлось столкнуться с критикой, что называется, лицом.
И тогда композитор решил доказать московским снобам, что его спектакли — лучшие: получил премию «Звезда Театрала» за оренбургскую постановку мюзикла «Джейн Эйр».
«Звезда Театрала» — известная в узком кругу малоавторитетная награда, победители которой определяются в ходе открытого интернет-голосования. Интерес к ней на самом деле очень низок, и от накруток голосование не защищено... Ну, будем считать, что Брейтбург и его жена накликали себе утешительный приз. Но вряд ли профессиональное сообщество перестанет считать Кима Брейтбурга автором примитивных низкопробных мюзиклов, насаждающих дурной вкус в региональных музыкальных театрах.