"В этом бою выдержало первое боевое крещение новое оружие, 3-х линейные винтовки. Для азиатских голов березовые ложи оказались слабы, часто кололись и трескались от ударов от сердца. Штыки гнулись тоже изрядно, особенно при ударах в лошадей. Случалось, что штыки отмыкались, оставаясь в ранах. Все эти недочеты тщательно исследованы, зарегистрированы ... В общем же все бойцы говорят, что новой винтовкой работать в рукопашной "способно".
Это описание боя в Андижанском лагере в Туркестане в 1898 году оставил офицер, непосредственный участник событий. Спящие солдаты были атакованы религиозными фанатиками, вооруженными исключительно холодным оружием: боевыми топорами, кистенями, ножами, саблями. В завязавшемся бою русские победили, но многие из солдат были серьезно ранены. Офицер отметил героизм одного из них:
Маленький плюгавенький солдатик, с головой проломанной в двух местах, с девятью опасными ранами на конечностях, кажется с проколотой еще грудью и перерубленным носом ... перед начальством весело отвечал на вопросы ...хоть врач сказал, что он наиболее тяжело раненный.
Вследствие событий в Андижане была собрана комиссия по проверке качества штыков к винтовке Мосина, т.к стали поступать нарекания но то, что они хуже штыков к винтовке Бердана. Все 32 поврежденных в бою винтовки были доставлены в Петербург, осмотрены 11 погнутых штыков.
"При осмотре их комиссия обратила внимание, что погибы штыков были весьма не значительны и ... что с изогнутыми штыками можно было вполне удобно продолжать бой"
Штыки прошли испытание "гибом" на приборе, который используется для проверки прочности штыков на заводе и комиссия заключила, что "что она не может предложить мер к совершенному устранению порчи винтовок т.к. подобного рода повреждения неизбежны в бою".
Однако, очередной военный конфликт вновь поднял вопрос о надежности штыков к винтовке Мосина. Генерал-майор Стессель описывая бои с китайцами у Тянь-Дзиня в ходе подавления боксерского восстания в 1900-1901 гг. написал: "Винтовки наши чудные, но штыки слабы, гнутся" .
П. Гирс "осматривая, после китайского похода, в роте винтовки, которым пришлось быть бесконечное число раз в боях" отметил, что винтовки имели "погнутости штыка, особенно лезвия на конце (стрелки объясняли уколами "в китайца", в чем сомневаюсь, но однако, факт налицо, что штык легко гнется".
Через три года после этих событий англичанин Ян Гамильтон, описывая события русско-японской войны 1904-1905 гг., также отметил эту особенность: "Русский штык с его тонким стержнем не пробивает толстого сукна и почти неизменно сгибается. Мы все видели согнутые русские штыки, валяющиеся на местах стычек ...". Эта цитата была опубликована нами в статье "В бою японцы руками хватались за русские штыки и срывали их с ружей", где собрала множество скептических комментариев относительно правдивости излагаемых событий. Но стоит отметить, что сведения Гамильтона отнюдь не вызвали удивления у самих русских офицеров которые перевели книгу англичанина сразу после описываемых событий. Дыма без огня не бывает .......