Начало статьи читайте здесь - "Выставка работ Поленова. Как сын дипломата стал великим живописцем (часть 1)"
Обзор творчества
Василий Дмитриевич получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».
Славу разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильей Репиным, написавшим полотно с этим же сюжетом. Работа Поленова выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности. Образ Спасителя был представлен Усталым путником, самоотверженным врачом. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос!
За проявленный талант Поленова и Репина в 1872 году направили на стажировку в Европу. Путешествуя, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина».
О том, что происходит на полотне «По праву господина», лучше всего рассказал сам Поленов в письме близкому другу своего отца:
«Вышел он, хорошо пообедав, на дворик своего ястребиного гнезда посмотреть на девушек, приведенных к нему для ночлежного развлечения. Подбоченился и слегка усмехается, увидев, что девочки не совсем дурные и что стоит его баронской чести приложить некий труд для их просвещения. Крайняя девушка понимает, в чем дело, покраснела и потупилась; средняя стоит как бы выше своего положения и смотрит на него с легким презрением, а дальняя, еще глупенькая, не понимает. Мужья, матери, отцы, приведшие их, остались вдали, у ворот, их не пустили солдаты, а наверху на лестнице молодой приятель и капеллан замка пересмеиваются: не всех же трех он себе возьмет и на нашу долю будет».
Обе картины были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания. «Я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь», - писал в дневнике Поленов.
Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками и в своем стремлении к простоте, смог передать красоту окружающего мира. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.
Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных работ в творчестве Поленова. В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру.
Глядя из окна своей квартиры, он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Этюд был переписан на холсте заново (был немного изменён ракурс и расширен вид), и во двор были добавлены люди. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Виден угол господского дома на углу переулков Арбата, где художник поселился, вернувшись из военного похода – он уходил добровольцем на турецкую войну. Дописана работа была уже после фронта.
Эту картину Василий Поленов отправил на VI выставку художников-передвижников 1878 года, где она имела большой успех и принесла художнику известность. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж». Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный».
Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад», где по парадной лестнице спускаются юная девушка и старуха в чепце, изображает тот же двор, только усадьба не в профиль, а анфас.
По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками. Рядом с этими полотнами на выставке представлена картина «Заросший пруд», которая тоже у всех в памяти: вода с листьями кувшинок, чудесным образом отражающая небо и лес. Окончательная версия холста, из Третьяковки, написана чуть позже, но первый эскиз появился в 1877 г.
Девушка в глубине на скамейке, которую не сразу заметишь, – его сестра Вера, в замужестве Хрущова.
Портрет ее, написанный в Париже, тут же рядом, эта семейственность даже успокаивает, особенно если не знать, что в 36 лет Вера умрет от плеврита. А до того, окончив медицинские курсы, вместе с еще одной их сестрой, Е. Д. Поленовой, будет работать в военном госпитале в русско-турецкую войну.
Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».
Продолжение следует...