Найти тему
Кутуша и Гусь

Из майсов моей бабушки

Ладно терпелки нет. Мой агент меня убьёт.

Я еще напишу. Клянусь честно слово.

Без редактуры.

Из майсов моей бабушки или Лидочка.

В каждой столице нашей не обьятной, есть дух, свой не повтримый, яркий, колоритный, и жители всех столиц стараются его сохранить, хотя и получается с трудом. Волна самостийности, захлестнули республики, и дезорентированная элита старается, как то удержаться на плаву. Ой вей, нет, ой бай, я ухожу в политику, а туда я уходить не люблю. Так вот моя супруга коренная Бакинка, и находясь в кругу ее семьи я все время слушаю байки с азербайджанскими городскими словооборотами, и душевной щемящей тоской, у них есть тоже культовые места, типа там где Никулин упал и сказал Черт побери, и Бакинцы тоже берегут это место как свое национальное достояние. Название улиц, а где они были разные?

Завокзальная, Ленина, Комсомольская, ну и конечно легендарная Строителей.

Киевляне, с Крещатиком и Подолом, бесконечные байки, на смеси украинского и русского, с еврейским акцентом. Где такое еще можно увидеть и услышать. Когда то мы с приятелем как он говорил, Водили козу по Подолу. Мы посетили все пивные, съели всю черемшу с копчёными рёбрами. И слушая его бесконечные душевные рассказы о коте Булгакова, о том где писателя крестили, о лысой горе, я понимал о привязанности людей к этим местам, и радовался за их гордыню.

Тбилиси, Ереван, Ташкент, Рига, Минск, и простите тех кого не учёл. А что у нас ? А у нас.

Алматыдан сойлеп турмыз. Гутен таг, либе фроинд. Говорит радио Алма-Ата. Прослушайте концерт Ля ДиЕз Мажор. В исполнении трио виолончелистов

Ой бай, проспал,.уже десять, Ба пришла. Включила радио. Атас.

Лучше не дёргаться, прикинусь спящим.

-Ты почему на учёбу не пошел?

-Да, чето морозит, температура наверное.

-Хреньтература у тебя.

-Давай вставай, чай пить.

Ба потрогала меня за лоб, и убедившись что ситуация штатная, отправилась на кухню.

Я подсел уже к налитой чашке чая.

-Ба давай.выключим эту тягомотину? Радио, ну блин итак с утра, не очень.

-Послушай красивая музыка, культурная, а не твоя душегубка.

- Культурная, я засмеялся, какая культура в нашем городе ?

-Великая есть культура. Я тебе расскажу.

Во время войны у меня стоял пивной ларёк на Кирова и Пролитарской. Суровые были годы. Но летом раз в неделю, что бы как то поддержать людей в этот ларёк завозили пиво в деревянных бочках. Я в основном работала в магазине га Комсомольской, но раз в неделю я выходила на работу в эту деревянную будку.

А рядом был дом, "лаурятник" его все называли.

-Не понял, что за название?

А там киношники все знаменитые жили, их из Москвы, и всех лаурятов поселили в этом двух этажном доме.

-Ба, подожди, давай по порядку, какой "курятник", какие актёры? Как они там появились?

-Нас привезли в Алма-Ату в сентябре, сорок первого. Киностудия приехала с нами в одно время. Я видела на вокзале, как грузили всякие механизмы и аппараты в грузовики и на телеги, и везли в город. Там был один начальник, вокзала он занимался разгрузкой, а на людей ему было наплевать.

-Ну люди сами, как то могли, важное же дело.

-Дело то конечно важное, только за нами пришел поезд из Грузии, какие то грузины-мусульмане.

-Ба это наверное турки были

Какая разница, люди, там на площади на вокзале, они сидели на тюках, почему-то в город им нельзя было. Так тот начальник их отправил пешком куда то в Иссык, там женщины и дети были. Я слышала что он на них орал, мол нет у меня ни машин, ни телег , киностудию разгружать надо, идите пешком там вас председатель колхоза ждёт. И они пошли, как дошли не знаю. А мы ждали расселения на вокзале. Мы просидели с утра до вечера, пока нам не дали адрес, а киностудию разгружали весь день.

Артистов, режиссёров, операторов , гремёров там всяких я в тот день не видела, позже уже в будке на Пролитарской увидела. Так вот самых знаменитых и там всяких заслуженных поселили в этом доме, его "лаурятник" назвали.

А всех остальных киномеханников, операторов, дикораторов уже рассиляли где придется, по баракам, да всяким подвалам. У нас на Комсомлььской-Мира, в подвале напротив школы, где мы всю войну прожили в соседнем подвале жил один оператор, он от тифа потом умер.

-Тиф был?

-Так не перебивай меня, сам просил по порядку, сиди и слушай.

Вообщем они сразу снимать начали, мне потом Лидочка рассказывала.

-Кто ?

- Лидочка Смирнова,, актриса, знаменитая.

Я выпучил глаза.

-Ба, ну ты даешь,.это как так ?

-Я в магазине работала,.там паек распределяли, остатки так продавали. Зимой голод был. Я ей всегда пол булки прятала. Муж у нее оператор был , еврей. Они у нас тут свадьбу сыграли. Но я его ни видела ни разу, все снимал, а Лидочка его кормила.

Зимой пришли морозы, ох и холодно было. Они снимали и снимали, свет часто отключали потому и ночью тоже работали. В павельенах где съёмки шли, холоднее чем на улице было. В углу киностудии на улице поставили юрту, в нее печку, они выбегали туда погреться и чая попить, и обратно. Так вот кормили их тоже плохо, тот кто познаменитей, и кто в этот момент снимался, что бы лицо в кино было сытое тому пайку побольше, а механик там или гриммер то вообще не знаю как выжили, да и не выжили. В сорок втором тиф пришел, в городе много людей умерло и у киношников тоже. Я твою маму и остальных на лысо постригла что бы вша не села. А тот оператор за неделю скончался. Люди узнали и приносили что у кого было, потом чабаны на ишаках продукты стали им привозить, то мясо, то молоко,.то курт ох курт здорово спасал. Многие выжили благодаря ему. Я когда его на базаре теперь вижу, сразу слезы, не могу по сей день его есть. А зимой в те годы очень спасал.

Лето сорок второго уже было повеселей, фрукты появились, овощи разные, да и тепло. Там на горах , совхоз был, в нем сад яблонивый, апорт с твою голову был. Сверху или кто то специально кидал в арыки, или сами падали, вообщем вода текла с яблоками, и почему то всегда под вечер. Люди ждали, вытаскивали и ели, мама твоя тоже ловила. В один день меня отправили в эту будку, это была просто деревянная будка с дверью и окошком, дверь нараспашку была. Я немного подмела внутри, и приехал грузовик с большой бочкой пива, на досках ее скатили, и на земле прямо так и оставили, накладную дали и все. Я стою и думаюя, ни кружек нет , ни чашки какой, как его продавать буду? Нашла кусок извести и на деревяшке написала, ПИВО ЕСТЬ! И что ты думаешь? Через 15 минут уже стояла толпа мужиков со своими железными кружками и стаканами. А от куда я знаю сколько в них вмещается ? А по накладной деньги надо сдать. Они встали и молчат, смотрят голодными глазами. Я им объяснила, так они принесли меру-стеклянную, и что там было, я была главной женщиной в городе. Пиво кончилось за часа четыре, а мелочи было, шесть железных кружек которые я еле доволокла в магазин, что бы сдать.

На следующей недели все повторилось, я приехала в будку а толпа уже стояла, чуть ли не на руках меня туда занесли. Бочку разгружали что Египетский саркофаг. Я шлангочку вставила в дырку, глаза поднимаю а передо мной Крючков стоит с графином и улыбается, я так и села.

У него графин двух литровый был, мужики стояли и рот открыли, а он говорит. Ребята это на двоих, оправдавался, мне и Эйзенштейну. Один ему железную кружку в руку сунул, говорит Коля с нами выпей. А мужики в основном комисованные были, после фронта. Крючков встал поднял кружку , За победу! И одним махом ее опракинул. Мужики кто без ноги, кто без руки, хлопали его по спине, и кричали вслед, Коля бей фашиста.

Вот так и жили.

-Ба, а как ты со Смирновой познакомилась?

А она пришла за пивом,.для своего оператора, вся такая нарядная, я потом кофточку как у нее сшила, и нашим в магазине выкройку отдала, так пол города в таких ходила. Муж говорит со съёмок не вылазит, спит по 3 часа, хочу его говорит порадовать. Ну я ей и налила а деньги на отрез отказалась брать. Она и потом приходила, мы с ней разговаривали по долгу. Она мне блюдечко подарила , я тебе потом покажу.

Вообщем мы с ней приятельствовали. Она меня научила тогда губы красить, так и крашу все жизнь.

Летом бывало устраивали концерты прям на площадке перед киностудией, весь город сходился.

Пели, танцевали, стихи читали, рассказки всякие. Народ прям на землю садился и смотрели и слушали. Облегчение было, хоть какое-то. И каждый уходил с концерта, или песню повторял, или стих читал. С дальних колхозов люди на ишаках да на телегах на те концерты приезжали. Продукты везли, ткань, бараньи шкуры. У них главные авторитет был Эзейнштейн, режиссёр. Он на концерте вышел один раз и поклонился. Спасибо говорит, Алма-Ата навсегда останется в наших сердцах. А ты говоришь культуры нет. Они столько дали нам. Правда умерало много, ох много.

А тот дом до сих пор стоит, я когда бывало езжу мимо все Лидочку вспоминаю. Зимой в этом доме холодно было, там комнатки маленькие, корридор длинный, у кого кровать была, кто просто на досках спал. В комнатах печки-буржуйки а трубы прям из окон дымили. Весной дом чёрный был, белили его постоянно.

Я сидел в ступоре, и смотрел на Ба.

Для меня тогда ее рассказ не был столь удивительным как сейчас, да и запомнил я его не весь, пришлось прибегнуть к памяти мамы.

-Ба, а что еще было интересного?

-Летом сорок четвёртого, на много легче стало. Фронт уже далеко от Москвы был. Они стали уже не про войну снимать. Так один раз сам Иван Грозный в мою будку заявился. В наряде царском, как то прибежал потный, жара под сорок, а он в шубе с соболями. Я засмеялась. А он встал как вкопанный, как заорет на всю улицу.

О матушкааааа пивааааа мне пивааааа, студеного.

Я ему кружку поднесла. Он одним махом выпил да назад бегом, и орёт, даровал бы я тебе шубу с царского плеча да не могу, съёмки. Потом пришёл еще раз но уже не в костюме. У меня народ толпится, все тару тянут. Бочка кончается, а он встал в стороне и смотрит, я мужикам кречу пиво заканчивается. Он услышал и как заорет, пивааааа мне матушка пиваааа, я его сразу узнала. На мужиков шикнула и налила ему кружку.

Николаем его звали. (Черкасов).

Вот такая культура.

-Потом ?

-Потом, Победа, город от радости с ума сошёл.

Мы позже о ней на пару дней чем все узнали. Говорят диктор какой то не смог объявить, плакал, так кто то из киношников выбежал и как заорет на всю улицу. Победаааааа, и что тут началось. И плакали, и смеялись. Потом я узнала что актёры уезжают, пришла с Лидочкой попрощаться, а она уже уехала, и больше я ее видела только в телевизоре. Мы должны им быть благодарны. Ты в том числе.

-Ба, а я то за что ?

-За свой язык, который метет как метла. Если бы не они ты бы так не разговаривал.