Найти тему
Дети шалуны

Дислексия: слабоумие или недостаток обучения?

Ваш ребенок меняет местами буквы и слова, не может пересказать то, что прочитал, пропускает предложения и строчки, не понимает смысл прочитанного?

Возможно у него дислексия.

Дислексия это неспособность верно воспринимать письменную речь, это нарушение распространено среди школьников и вызывает сложности в обучении.

Согласно зарубежным исследованиям, дислексия в той или иной  степени встречается у 1 из 10 учащихся.
У нормотипических детей дислексия встречается нечасто (около 4,8%), у детей с ЗПР приблизительно в три раза чаще.
Официальной статистики и школ для детей с дислексией в России нет.

Точные причины дислексии неизвестны, но обычно их связывают с генетикой, сложным течением беременности и родов, травмами головы, поражениями нервной системы, инфекционными заболеваниями и даже с социальной запущенностью.

В зависимости от степени выраженности лечение может иметь свои нюансы. Но в основе проблемы лежат особенности развития мозга и специфика восприятия информации - дислектик не может заучить, ему нужно именно понять!

Поэтому не действуют привычные методы многократного повторения. Информация поступает в мозг образами, а не символами, детям сложно мысленно разделить слово на части, появляется дезориентация и ребенок не может сконцентрироваться.

Всё это негативно сказывается на учебе и на самооценке.

Существует несколько видов дислексии:

  • Фонематическая, ребенок путает слова со схожим звучанием, нарушает порядок слогов.
  • Семантическая, читает хорошо, но не понимает значение слов, лучше воспринимает услышанное.
  • Аграмматическая, неумение правильно согласовывать окончания, дети путают число, род, падеж.
  • Мнестическая, неспособность запомнить, как выглядит буква, нет связи между буквой и звуком.
  • Оптическая, не различает похожие буквы, может быть вызвано нарушением возможности смотреть двумя глазами. В таком случае нужна консультация окулиста и упражнения на укрепление глазных мышц.
  • Тактильная, встречается у слепых, не могут освоить шрифт Брайля.
-2

Выявляют особенность чаще всего, когда ребенок уже научился читать, но заметить тревожные симптомы можно в более раннем возрасте.

Нарушения развития речи, медленное наполнение словарного запаса, сложности с рисованием, вырезанием, проблемы с запоминанием геометрических фигур, неправильный захват карандаша и столовых приборов – все это повод обратиться на консультацию.

Воспитывая ребенка, нужно уделять внимание

  • умению ребенка ориентироваться в пространстве,
  • развитию понимания «право-лево», «верх – низ»
  • мелкой моторике, можно побольше завязывать шнурки, застегивать пуговицы, игратьь с песком, водой, глиной или пластилином. Покажите все разнообразие фактур и форм.
  • полезно играть в слова на определенные буквы, учиться ласково называть, склонять. При изучении букв можно попробовать их лепить, рисовать, вырезать – это поможет увидеть и осмыслить образ, а не просто символ.

Для коррекции дислексии логопеды применяют артикуляционную гимнастику, сопоставляет вместе с ребенком различные звуки, дорисовывают, ищут предметы похожие на буквы и выполняют другие упражнения, направленные на устранение проблем восприятия.

В некоторых случаях лечение проводится совместно с неврологом, который может прописать витамины или ноотропные препараты для увеличения эффективности.

Самым успешным типом коррекции у дошкольников считается система Дейвиса, дислексия в ней воспринимается как особенность, а не как болезнь и не требует лечения медикаментами. Сначала проводится диагностика, возможны дополнительные обследования, а потом начинается сама работа. Много внимания уделяется развитию координации, лепке букв и цифр и обучению последовательному чтению.

При выполнении рекомендаций возможно полное избавление от симптомов, мешающих обучению, дети начинают полноценно усваивать школьную программу.