Надо сказать, что с каждым новым посещением палестинских территорий, крепнут навыки по уходу от навязчивого общения с израильскими военными. Если в предыдущую поездку мы слету нарвались на пост возле поселения Мево-Дотан и были отправлены восвояси (по словам солдат, дальше начинается зона А и израильтянам туда входа нет), то в этот раз, не доезжая до зловредного поста, свернули в деревню Яабед.
Проехали через нее, перекусили традиционной арабской фалафелью за два шекеля и выехали аккурат в километре после того поста. Зачем отвлекать бдительных солдат от несения службы?
Палестинская деревня Барта, поделенная пополам
Интересный казус нашего времени. Как известно, Израиль ускоренными темпами завершает возведение пограничного забора с палестинскими территориями. Работа идет со скрипом, сопровождается судебными разбирательствами (владельцы земель, на которых строят забор недовольны), акциями протеста, коррупционными скандалами. Вот один из нелепых казусов: деревушка Барта, что неподалеку от Хадеры, а еще точнее - в 4км южнее трассы Вади-Ара. По итогам войны за независимость, половина этой арабской деревни в 1948 году отошла Израилю, а половина иорданцам. Так было до 1967 года, когда Израиль завладел всем Западным берегом, а деревушка стала едина, всякие пограничные заграждения были сняты. Разве что жители израильской части деревни имеют израильские паспорта, а жители палестинской части гражданами Израиля не являются. В 2005 году строительство забора безопасности достигло Барты, но забор странным образом обошел деревушку с юга, оставив ее жителей внутри Израиля, а их поля и плантации - на палестинской стороне. Вот как это выглядит на карте -
Что все это означает для палестинцев Барты, невольно оказавшихся благодаря забору внутри Израиля? На первый взгляд, блага очевидны: возможность иметь постоянное разрешение на пребывание и работу. С другой стороны, они по сути являются подданными другого государства (или, если угодно, палестинской администрации) и вынуждены решать большинство жизненных вопросов по противоположную сторону забора: поликлиника, документы, школы, ВУЗы, налоги, социальные вопросы. Парадокс - половина жителей деревни все блага цивилизации имеет по умолчанию, а вторая половина их не имеет вовсе. Хотя живут все вместе на территории Израиля.
Так, или иначе, но в Барте мы лишь проездом. И путь наш лежит на юг, минуя КПП Рейхан -
Что делать в палестинских деревнях?
Порой читаю восторженные отчеты многих уважаемых туристов и тоже пытаюсь находить нечто прекрасное в банальном. Живут люди в Москве и умудряются постоянно, буквально каждые выходные ездить по окрестностям. Очевидно, что самое интересное уже позади, люди буквально роют землю, в поисках хоть чего-то стоящего. Мой указательный палец правой руки уже высох от того, что вот уже не первый год буквально "высасывал" из него идеи, что еще посмотреть в Москве и Подмосковье, а теперь тем же самым занимаюсь в Израиле и на палестинских территориях. Все самое интересное уже пройдено, объято даже то, что можно назвать интересным лишь с огромной натяжкой. Путешествия по миру тоже идут в ущерб, ибо после Рима, Джодхпура, ЮАР, США, Индонезии, или Мексики очень сложно радоваться нашим местным красотам. Пришло время искать прекрасное в том, что по всем параметрам никогда не попадет в список "Миллион самых красивых мест Подмосковья". Взять, к примеру, какую-нибудь историческую груду камней. Кто-то скажет, мол, да тут смотреть нечего. А я не соглашусь: Ничего подобного! Это прекрасное место, главное лечь на землю и посмотреть на груду камней под углом от заходящего солнца и вам откроется прозрение и послезавтра вы встретите свою любовь. Спросите, причем тут любовь и зачем ложиться на землю, с целью эту любовь найти? Все верно, но полежать всегда полезно для поясницы. Вот так и живем, ища прекрасное.
А если серьезно, то основная часть палестинских деревень не сохранила сколько-нибудь значимых исторических памятников, не верьте гидам и книжкам. Сейчас не касаемся классических мест вроде Вифлеема, Шхема, Хеврона, Иерихона, Азарии и прочих. В северной Самарии, что между Шхемом и Дженином действительно немного классики. Скорее приятная природа, зеленые холмы, колоритные деревушки облепившие холмы, поля, дедушки курящие свои кальяны и с интересом разглядывающие приехавших гостей. Взять, скажем, не отмеченную ни одним путеводителем деревушку Санур (не путать с ныне эвакуированным еврейским поселением Санур!), это в 7 километрах к востоку от трассы №60, ведущей из Шхема в Дженин. В деревушке явно прослеживаются следы крепости крестоносцев, посмотрите -
Или, к примеру, приятная деревушка Забабида в 15км к югу от Дженина, где проживает существенная христианская община -
В деревне Тубас нас остановила палестинская полиция: три суровых автоматчика с "Калашниковыми" и интеллигентного вида сотрудник Мухбараата (палестинское ГБ). Остановились. Мы просто ехали через деревню, те стояли возле своего черного джипа, увидели наши светлые лица, дали отмашку остановиться. Подходят, читают на стекле "Русия аль'яум", улыбаются, но просят документы. Я протягиваю свой российский загранпаспорт, они с большим интересом его листают, произнося вслух "Ирак? Йемен? Иран? Ливан? Дубай?". ГБист спрашивает по-английски: "I see you travel a lot around Middle East?". Я согласно киваю, мол, работа такая. Те возвращают мой паспорт и разглядывают других присутствующих, спрашивают "Russians? All of you?". Мы согласно киваем (какая разница, у нас тут еще и два сербских паспорта, спросят - покажем. Иначе дольше объяснять где такая страна находится), моля бога, что бы те не потребовали документы у владельца машины, который забыл дома российский паспорт. К счастью, все обошлось и нам разрешают ехать дальше.
Чем мы рисковали, если бы палестинская полиция узнала бы, что часть из нас имеет израильские паспорта? Подробное про все эти странные зоны ответственности рекомендую почитать здесь, после чего читать дальше станет много яснее. Так вот, скорее всего тем, что нас бы задержали и передали бы в руки израильской же армии. Такова практика взаимодействия палестинских и израильских силовиков. Потом были бы долгие часы общения с суровым Шабаком (служба внутренней безопасности, сродни ФСБ), и дурацкие ответы на их дурацкие вопросы "С какой целью вы поехали в палестинскую зону А?" и наши заготовленные ответы "Мы сбились с пути". Потом нас бы отпустили, либо завели бы уголовное дело и отпустили. Возможны промежуточные варианты, например меня бы обыскали израильтяне и нашли российский паспорт с визами Ирана, Сирии, Ирака и прочих - что скажете? Так что радостного мало в любом случае. Пронесло в этот раз. Отлично.
Израильский КПП на трассе 5799
Второстепенная дорога, спускающаяся от Тубаса в Иорданскую долину. Сразу после арабской деревушки Таясир - израильский пост. Здесь проверяют всех, едущих в направлении долины и поселений Мехола, Рои и Бекаот. По сути, мы выезжаем аккурат из зоны А, поэтому ожидаем множество вопросов со стороны военных на тему того, как мы там оказались. Быстренько снимаем листочки "Русия аль'яум", ибо это для палестинцев мы российские журналисты, а для израильской армии - глупые заблудшие туристы из центра страны. Таковы правила игры. Подъезжаем. Там практически нет других машин, исключая пару палестинских микроавтобусов, стоящих на обочине и ждущих у моря погоды. Солдаты нас увидели издалека, стоило нам подъехать, как те оценили наши недостаточно смуглые физиономии и задали предсказуемый вопрос "Вы откуда едете?". Ответ наш их несколько удивил "Из Кфар-Сабы". Те нахмурились "Но эта дорога ведет из Тубаса и Дженина, там палестинская зона А, как вы туда попали?". Мы опять изображаем крайний идиотизм "Ой, а мы тут по GPS смотрим, нам так показывает кратчайший путь в Тверию...". Военные не знают что делать дальше. Советуются. Потом проверяют наши документы (российский паспорт убран подальше, взамен предъявлен израильский ID) и отпускают с миром. Ура, снова пронесло!
Крепость Эль-Бурдж
Еще несколько километров и мы доезжаем до руин сторожевой крепости Эль-Бурдж, возведенной крестоносцами в XII веке на одноименной горе и возвышающейся над окружающей местностью. На первый взгляд, снизу, кажется что путь в гору близок и мы там окажется через пять минут -
И мы двинулись вверх пешком, весело болтая и смеясь, как перехитрили израильских и палестинских вояк, мешавших нам путешествовать, "Наверное тот старлей на посту сейчас говорит, мол, ну и идиоты, сами не знают куда едут!". Вот так, смеясь, мы поняли, что путь к крепости будет весьма изнурителен. Вместо пяти минут мы карабкались минут сорок, а поднявшись, увидели вот такую панораму -
После посещения руин крепости, мы спустились к машине, которая так и не была угнана. Дело в том, что всю дорогу мы обсуждали, что если даже увидим, что машину вскрывают, то не успеем добежать. И будем вынуждены наблюдать за процессом угона сверху, а потом добираться домой тремпами. Замечательное приключение, но пришлось бы немного соврать для страховой компании, мол, угнали машину в израильском арабском городе Умм-эль-Фахм, а вовсе не на палестинских территориях (где не работает страховка у целого ряда прокатных и лизинговых компаний). Но, как уже было сказано, машина была на месте. Мы сели и поехали смотреть горячие источники Хаммам-эль-Малих, что в 5 километрах восточнее -
Вечерело, вид горячих источников был мрачен, мы скверно шутили на тему проживающей там семейки людоедов. Я предположил, что нас вначале прикончат, а потом сдерут кожу и замочат в уксусе для завтрашних шашлыков. А мой приятель счел, что там живет человек с бензопилой в железной руке, он рубит на куски всех, кто сюда приезжает, как в фильме "Техасская резня бензопилой". Несколько вразрез с нашими предположениями выглядели мысли наших иностранных девушек "Хватит нас пугать, тут живут добрые бедуины скорее всего". Мы дружно посмеялись. И зря смеялись, ибо нас действительно едва не сожрали. Не шучу!
Только мы заехали внутрь на площадку напоминающую парковку, я вышел из машины и сделал первый снимок, вот этот -
...как на нас бросилась целая свора злобных собак, я едва успел запрыгнуть назад в машину. Псы с ревом кидались на машину, царапая двери когтями и брызгая слюной на стекла. Но и этого мало - собак на нас науськивал неприятного вида бедуин, стоявший в паре сотен метров в стороне. Через несколько секунд бедуин запрыгнул на коня и поскакал в нашу сторону. Вот так и знал, что нас попытаются прикончить и скушать! И все же железный конь марки "Опель" оказался лучше коня из плоти и крови. Мы рванули с места и в миг выскочили назад на шоссе. Злобные псы продолжали за нами бежать, и я даже притормозил, что бы сфотографировать оскаленные пасти, но смутил бедуин на коне с какой-то палкой в руке, скачущий за нами на лошади. Что за бред? Я не стал тормозить, а поехал со скоростью в 40км/ч, с интересом глядя в зеркало заднего вида, что будет делать бедуин. Он припустил коня еще, начиная нас догонять. Я чуть добавил газу, теперь едем 50. Бедуин начал отставать, а затем и вовсе развернулся и поскакал обратно. Вот такое восточное гостеприимство. Наконец-то нам удалось испугать девушек, поездка удалась, девушки обещали нас испугать в следующий раз, когда нас занесет в их края, на берега Дуная.
Потом был КПП на трассе №90 и вопросы откуда едем. Как откуда? Конечно же из Эйлата. А что мы говорили солдатам на предыдущем КПП, спросил я сам себя? Не помню, кажется что мы из Кфар-Сабы? Ерунда. Главное что бы все были здоровы.
Напоследок поднялись на гору Гильбоа, посетили вышку на Баркане, откуда открывается великолепный вид не только на долину Иордана и Бейт-Шеан, но и на весь север Самарии, включая Дженин -
Хотите узнать больше об Израиле и Палестине? Подписывайтесь на мой канал.