Древнеегипетская культура, одна из первых среди значительных цивилизаций Востока извлечена из небытия. Она открыла человечеству удивительную картину духовного творчества. Культура, где слились воедино и образовали те свойства ментальной сферы, которые называют «мифологическим», «мифотворческим» мышлением, религия, мифология, философия, искусство.
Для нас, представителей культуры 21 века, многое в религиозно-мифологических структурах древнего Египта остается таинственным и необъяснимым. К сфере теорий относятся и все существующие к настоящему времени объяснения причин весьма продолжительного существования и множественности значений культа животных в древнеегипетской религии.
Культ животных в древнем Египте принимал всевозможные окраски. Поклонение птицам занимало далеко не последнее место: божественный хранитель фараона сокол Хор, олицетворение идеи властности; бог мудрости, легендарный создатель письма и счета, олицетворение правосудия Тот, почитавшийся в образе ибиса; владычица Верхнего Египта в образе самки коршуна Нехбет; гусь - символ бога Амона и т.д.
Мумификация (в переводе означает "превращение в мумию») — это процесс создания мумии из тела умершего человека или животного. При определенном стечении обстоятельств данный процесс может происходить спонтанно, без участия человека. В последнем случае все внутренние органы остаются на месте.
Известно несколько способов мумификации, но наиболее распространенным считался процесс с использованием химических веществ растительного или животного происхождения.
Примерно между 650 и 250 годами до н. э. древние египтяне приносили в жертву безумно огромное количество мумифицированных ибисов Тоту, Богу магии и мудрости, который был изображен с человеческим телом и отличительной головой птицы с длинным клювом.
Археологи нашли буквально миллионы таких жертвоприношений в древнеегипетских некрополях, где мумии птиц хоронили после того, как им предлагали вылечить болезни, подарить долгую жизнь или даже решить романтические проблемы.
Археолог Оксфордского университета Франсиско Бош-Пуше, член команды, которая раскопала тысячи мумий Ибиса из некрополя Дра Абу эль-Нага, сравнивает птицу со свечами, зажженными в христианских церквях.
"Мумия Ибиса напомнила бы Богу, что они должны заботиться о тебе, говорит археолог.
Из - за огромного масштаба производства мумий Ибиса многие египтологи предполагали, что птица - особенно Африканский священный Ибис ( T. aethiopicus) - была преднамеренно выведена в крупных централизованных хозяйствах.
Это предположение было подкреплено археологическими и текстуальными свидетельствами о крупномасштабных операциях по разведению птиц.
Тем не менее, по результатам проведенных исследований можно предположить, что большинство ибисов были фактически захвачены в дикой природе и, возможно, держались на фермах в течение лишь коротких периодов времени, прежде чем быть принесенными в жертву и мумифицированными.
Это новое понимание того, как древние египтяне могли получать птиц в таких огромных масштабах, оно может повлиять на то, как исследователи думают о древней индустрии мумий животных, и помочь понять, как и почему священный Ибис в конечном итоге вымер в Египте.
Исследование, проведенное во главе с палеогенетиком Салли Васефа австралийского научно-исследовательского центра эволюции человека в Гриффит университета, изучили ДНК 40 мумифицированных ибисов.
Анализ ДНК показал, что мумифицированные птицы Древнего Египта имели генетическое разнообразие, сходное с современным диким населением в других частях Африки.
Если бы птицы были выведены в крупных хозяйствах, утверждают ученые проведенного исследования, ибисы стали бы менее генетически разнообразны в течение поколений и более восприимчивы к общим болезням—ситуация, наблюдаемая сегодня в промышленных птицеводческих операциях.
Генетические вариации не указывали на какую-либо модель долгосрочного земледелия, аналогичную куриным фермам в наши дни, - говорит Васеф, который добавляет, что если ибисы действительно были загнаны в фермы, то только на короткие периоды, прежде чем быть принесенными в жертву и погребенными.
Однако другие ученые, которые не участвовали в исследовании, считают, что птицы действительно были выведены в неволе, из-за признаков заживших переломов и инфекционных заболеваний, наблюдаемых в мумиях ibis, которые похожи на те, которые задокументированы в современных популяциях пленных животных, и имеют небольшое генетическое разнообразие.
Такие раненые, больные птицы не смогли бы охотиться или спасаться от хищников в дикой природе.
Весь Египет между 650 и 250 годами до н. э. был по существу “фабрикой” для мумий. Были даже детеныши животных, которые не успели достичь зрелости, (будучи мумифицированными).
В свете новых открытий дикие ибисы, возможно, были привлечены к пище на существующих фермах Ибиса, и это облегчило бы египтянам охоту на них в большом количестве, чтобы дополнить своих сельскохозяйственных животных.
Эйдан Додсон, почетный профессор египтологии в Бристольском университете, говорит, что, хотя новые генетические данные идут вразрез с традиционными представлениями о том, как древние египтяне могли приносить в жертву и мумифицировать птиц в таких огромных масштабах, это исследование ДНК является первым объективным анализом по этому вопросу.
Новое исследование ДНК также может помочь ответить на более широкий вопрос о том, почему Африканский священный Ибис в конечном итоге вымер в Египте к середине 19-го века.
До сих пор исследователи предполагали, что священные ибисы, которые наслаждаются болотистыми водами, могли исчезнуть, поскольку климат Египта стал более сухим с течением времени.
Потеря среды обитания не может быть единственным ответом, так как эти птицы адаптируются и превращаются в человеческие мусорные кучи для еды, так почему же это произошло?
Это часть более крупной головоломки, которая касается взаимодействия человека и животных и их влияния на окружающую среду.