Найти тему
Татьяна Шарапова

Мумифицирование Ибисов Тоту. Египет.

pixabay.com
pixabay.com

Древнеегипетская культура, одна из первых среди значительных цивилизаций Востока извлечена из небытия. Она открыла человечеству удивительную картину духовного творчества. Культура, где слились воедино и образовали те свойства ментальной сферы, которые называют «мифологическим», «мифотворческим» мышлением, религия, мифология, философия, искусство.

Для нас, представителей культуры 21 века, многое в религиозно-мифологических структурах древнего Египта остается таинственным и необъяснимым. К сфере теорий относятся и все существующие к настоящему времени объяснения причин весьма продолжительного существования и множественности значений культа животных в древнеегипетской религии.

Культ животных в древнем Египте принимал всевозможные окраски. Поклонение птицам занимало далеко не последнее место: божественный хранитель фараона сокол Хор, олицетворение идеи властности; бог мудрости, легендарный создатель письма и счета, олицетворение правосудия Тот, почитавшийся в образе ибиса; владычица Верхнего Египта в образе самки коршуна Нехбет; гусь - символ бога Амона и т.д.

Мумификация (в переводе означает "превращение в мумию») — это процесс создания мумии из тела умершего человека или животного. При определенном стечении обстоятельств данный процесс может происходить спонтанно, без участия человека. В последнем случае все внутренние органы остаются на месте.

Известно несколько способов мумификации, но наиболее распространенным считался процесс с использованием химических веществ растительного или животного происхождения.

Примерно между 650 и 250 годами до н. э. древние египтяне приносили в жертву безумно огромное количество мумифицированных ибисов Тоту, Богу магии и мудрости, который был изображен с человеческим телом и отличительной головой птицы с длинным клювом.

Археологи нашли буквально миллионы таких жертвоприношений в древнеегипетских некрополях, где мумии птиц хоронили после того, как им предлагали вылечить болезни, подарить долгую жизнь или даже решить романтические проблемы.

Археолог Оксфордского университета Франсиско Бош-Пуше, член команды, которая раскопала тысячи мумий Ибиса из некрополя Дра Абу эль-Нага, сравнивает птицу со свечами, зажженными в христианских церквях.
"Мумия Ибиса напомнила бы Богу, что они должны заботиться о тебе, говорит археолог.

Из - за огромного масштаба производства мумий Ибиса многие египтологи предполагали, что птица - особенно Африканский священный Ибис ( T. aethiopicus) - была преднамеренно выведена в крупных централизованных хозяйствах.

Это предположение было подкреплено археологическими и текстуальными свидетельствами о крупномасштабных операциях по разведению птиц.

Тем не менее, по результатам проведенных исследований можно предположить, что большинство ибисов были фактически захвачены в дикой природе и, возможно, держались на фермах в течение лишь коротких периодов времени, прежде чем быть принесенными в жертву и мумифицированными.

Это новое понимание того, как древние египтяне могли получать птиц в таких огромных масштабах, оно может повлиять на то, как исследователи думают о древней индустрии мумий животных, и помочь понять, как и почему священный Ибис в конечном итоге вымер в Египте.

Исследование, проведенное во главе с палеогенетиком Салли Васефа австралийского научно-исследовательского центра эволюции человека в Гриффит университета, изучили ДНК 40 мумифицированных ибисов.

pixabay.com
pixabay.com

Анализ ДНК показал, что мумифицированные птицы Древнего Египта имели генетическое разнообразие, сходное с современным диким населением в других частях Африки.

Если бы птицы были выведены в крупных хозяйствах, утверждают ученые проведенного исследования, ибисы стали бы менее генетически разнообразны в течение поколений и более восприимчивы к общим болезням—ситуация, наблюдаемая сегодня в промышленных птицеводческих операциях.

Генетические вариации не указывали на какую-либо модель долгосрочного земледелия, аналогичную куриным фермам в наши дни, - говорит Васеф, который добавляет, что если ибисы действительно были загнаны в фермы, то только на короткие периоды, прежде чем быть принесенными в жертву и погребенными.

Однако другие ученые, которые не участвовали в исследовании, считают, что птицы действительно были выведены в неволе, из-за признаков заживших переломов и инфекционных заболеваний, наблюдаемых в мумиях ibis, которые похожи на те, которые задокументированы в современных популяциях пленных животных, и имеют небольшое генетическое разнообразие.

Такие раненые, больные птицы не смогли бы охотиться или спасаться от хищников в дикой природе.

Весь Египет между 650 и 250 годами до н. э. был по существу “фабрикой” для мумий. Были даже детеныши животных, которые не успели достичь зрелости, (будучи мумифицированными).

В свете новых открытий дикие ибисы, возможно, были привлечены к пище на существующих фермах Ибиса, и это облегчило бы египтянам охоту на них в большом количестве, чтобы дополнить своих сельскохозяйственных животных.

Эйдан Додсон, почетный профессор египтологии в Бристольском университете, говорит, что, хотя новые генетические данные идут вразрез с традиционными представлениями о том, как древние египтяне могли приносить в жертву и мумифицировать птиц в таких огромных масштабах, это исследование ДНК является первым объективным анализом по этому вопросу.

Новое исследование ДНК также может помочь ответить на более широкий вопрос о том, почему Африканский священный Ибис в конечном итоге вымер в Египте к середине 19-го века.

До сих пор исследователи предполагали, что священные ибисы, которые наслаждаются болотистыми водами, могли исчезнуть, поскольку климат Египта стал более сухим с течением времени.

-3

Потеря среды обитания не может быть единственным ответом, так как эти птицы адаптируются и превращаются в человеческие мусорные кучи для еды, так почему же это произошло?

Это часть более крупной головоломки, которая касается взаимодействия человека и животных и их влияния на окружающую среду.

Наука
7 млн интересуются