Краевой больнице провели уникальную операцию: пересадили печень живого донора пациентке, страдавшей от печеночной недостаточности, рассказали на сайте учреждения.
Донором печени для 59-летней женщины стал ее 29-летний сын. От его печени осталось всего 40%. Заведующий Второй хирургией Дмитрий Евдокимов отметил, что пересадить родственную печень гораздо сложнее, чем пересадить орган умершего человека. Врачи решились на это из-за дефицита донорских органов.
«Для родственной трансплантации клинике необходим серьезный опыт пересадки печени, почек, сердца. Вы только представьте, что чувствует хирург, когда оперирует абсолютно здорового молодого человека. На врача «давит» статистика – летальность родственных доноров в мире составляет 0,5%. То есть, каждый 200-й погибает. Трупная трансплантация – это волнение за одного человека, а родственная – за двоих».
Часть печени Сергея Черняка пересадили его матери еще 28 сентября. Оправился донор довольно быстро, но за жизнь его матери, Ирины Владимировны, врачи боролись долго.
В семье Черняков три сына – Сергей, Василий и Владимир, Сергей – старший. Первые годы семья жила в деревне.
Ирине Владимировне вначале поставили диагноз аутоимунный гепатит, в 2015 – билиарный цирроз. Женщина принимала гормоны и другие препараты, но состояние постепенно ухудшалось, нарастала желтуха, зуд, ухудшалась печень. Ирина тяжело болела.
Муж и сыновья Ирины узнали о том, что она не проживет без пересадки печени больше полугода в деревне на рыбалке. Женщину занесли в лист ожидания донорского органа. Но тогда же старший сын, Сергей, решил, что станет донором – у него с матерью одна и та же группа крови.
«Врачи объяснили все подробно. И возможные осложнения, и риск смерти, и инвалидности. И то, что печень моя может маме не помочь. А еще они спрашивали – может быть, на меня кто-то давит? Никто не давил. Я сам».
Девушка Сергея, Соня, полностью поддержала его, несмотря на то, что ее тоже предупредили о возможных осложнениях. Когда он был под наркозом, Соня целый день писала ему письмо, полное любви и нежности.
«Я понимала, что без донорской печени мама Сережи неизбежно погибнет, у меня уже умер от цирроза близкий человек. Я, безусловно, поступила бы, как Сергей. Я – армянка, у нас очень сильна семейственность, патриархальные традиции. Поэтому меня очень радует, что мой любимый человек так любит свою маму».
Сергея полностью обследовали врачи. Его мама уже не могла встать с кровати и мучилась от болей в позвоночнике. Братьям Сергея не сообщили дату операции.
Фактически, врачи провели две операции: в одной операционной хирург Дмитрий Ложкин, его ассистент Муслим Цокаев, анестезиолог Дмитрий Смердин, новосибирский хирург-гепатолог Иван Прошенников и операционная сестра Елена Силина удалили часть печени сына. Во время другой – удаляли печень, пораженную циррозом, и пересаживали родственный орган.
После операции Сергей похудел на 12 кг и все еще ест очень осторожно. Признается, что первое время было сложно. Врачи говорят, что это временно: скоро он сможет вернуться к нормальной жизни.
Ирину Черняк уже выписали домой, в Подгорный. Она будет приезжать на осмотры и принимать препараты, сохраняющие донорскую печень. Пока она не может встать на ноги, но уже смотрит на родных ясными глазами, без помутнений. Кожа женщины посветлела.