Найти тему
KARAVANKA

Виктор Цой - книга Калгина

Прочитала на выходных книгу о Цое, написанную Калгиным.

Фото с bookvoed.ru
Фото с bookvoed.ru

Тяжелое послевкусие, если можно так выразиться.

Что понравилось: множество воспоминаний друзей, знакомых, родных Виктора. Узнала много нового о становлении группы Кино, того, о чем в самых первых книгах (Точка отсчета, например) написано не было. Очень интересно почитать, как одно и то же событие выглядит с точки зрения его участников - и точки зрения, разумеется, разные. А истина, как всегда, где-то рядом, и ты сам, с высоты своего жизненного опыта, можешь сделать вывод, что же там было на самом деле. И тогда Цой предстает живым человеком, не полубогом, не кумиром, а обычным парнем со своими тараканами.

Что не понравилось: попытки господина Калгина интерпретировать тот или иной поступок как Цоя, так и участников событий. Кое-где, конечно, некие пояснения были необходимы, как связка между линиями сюжета (вот странно так писать, ибо сюжет - это жизнь человека), но во многом можно было обойтись без авторских интерпретаций.

Впрочем, труд был проделан колоссальный, поэтому респект и уважуха Виталию.

Теперь о послевкусии.

Мальчик из ПТУ, не слишком образованный, не слишком уверенный в себе, учится играть на гитаре и писать песни. В него вряд ли кто-то верит. Отец его до сих пор очевидно удивлен свалившейся на сына славой.

Не буду называть имен, но в воспоминаниях проскальзывают фразы, что на гитаре Виктор играл не очень хорошо, голос - так себе, песни - пэтэушные, и вообще слизаны у The Smiths, The Cure и т.п. Кстати, на мой дилетантский взгляд, если Цой что и слизал, так это звучание.

Страшно представить, что было бы с талантом Виктора, если бы не Майк Науменко и не Борис Гребенщиков.

Фото из открытых источников. Цой и Гребенщиков.
Фото из открытых источников. Цой и Гребенщиков.

И вот долгожданная слава. Слава, которая во много зиждилась на правильных ходах группы Кино, в том числе не только музыкальных, и коммерческих. Скажем, группа Queen стала самой продаваемой в мире группой после выхода фильма "Горец", где звучали ее песни. С Цоем и его "Кино" случилось примерно то же самое.

После выхода нескольких фильмов о советском андеграунде и его музыке, имя Цоя появилось на слуху. "Группа крови" в эпоху Афганистана не могла не выстрелить. А "Перемен!" не могла не стать песней для периода перестройки, хоть и была написана о личных изменениях (ну, так Цой говорил, поэтому не будем спорить).

И вот в этот период в воспоминаниях знакомых и друзей(не всех!!! слава богу, не всех!) появляется и недоумение, и нотки зависти (почему он?!), и злорадство (он исписался, ему пришло время уходить), и обида (он загордился и перестал общаться с друзьями).

Отдельно доставляет не подтвержденный никем факт, о котором миру поведал БГ (а кто ему сказал, он не помнит), что Цой и "Кино" могли подорваться в 4 утра, чтобы отыграть концерт перед братками.

Я не знаю, каким был Цой. Но не верю я в резкие изменения поведения человека. Ты не можешь заснуть добрым и веселым, а утром проснуться полным уродом. У всего есть причина. И я думаю, что причина - в окружавших Цоя людях.

Если за тебя не радуются, если твой успех обесценивают, будешь ли ты открытым миру? - вряд ли. Поэтому последние годы жизни Виктора оставляют тяжелое чувство.

Концерты, толпы поклонников, перевернутые автобусы, разваливающаяся страна, беспомощность милиции, разборки по оплате выступлений, зависть и холодность бывших друзей, хамское отношение организаторов гастролей, разлад с матерью сына - думаю, ему пришлось несладко. Но несмотря на все это, он пытался строить новую жизнь - со съемками в кино, с международным сотрудничеством, с новой женой.

Жаль, что не получилось.

После его гибели он стал объектом. Для кого-то объектом поклонения. Для кого-то средством выживания - вспомним тяжбу за отчисления по авторским. Живой человек Виктор Цой оказался никому не нужен.

Чего не скажешь о его творческом наследии, которое до сих пор пользуется спросом у публики. В 2020 году КИНО вместе с сыном Виктора проведет пару концертов. Наверное, стоит пойти.