Наступит ли тот день, когда Новый год пройдет без главного фильма Эльдара Рязанова.
Мелодраматическая комедия "Ирония судьбы, или С легким паром", начиная с 1 января 1976 года, ежегодно появляется на всех наших телеканалах в Новогодние праздники. Эта история длится почти 45 лет и кажется бесконечной.
Мы надеемся, что традиция любования, как под лестницей в павильоне Мосфильма несколько потных мужиков в простынях напиваются пивом, прервется еще при жизни сегодняшнего поколения.
Дело в том, что история мастерски сыгранная великолепным ансамблем актеров советской театральной школы, глубоко чужда нашему менталитету. Все сценарные крючки, основанные на классической драме сложных отношений двух одиноких сердец, удачно маскируют отрицательных персонажей под положительной маской советского человека.
В СССР не было плохих людей, а недостатки? а кого их нет. Мелкие грешки всегда можно простить, тем более, что мастер сатиры Рязанов вместе со сценаристом Эмилем Брагинским прекрасно их высмеивают.
Да, всем хотелось вырваться из серого однообразия. Но, сам тип личности главного героя фильма, врач Женя Лукашин это не борец с системой. Советский интеллигент, занятый не развитием медицинских технологий, а налаживанием собственного быта. Живя до сорока лет с мамой, пытается наладить собственную личную жизнь. Из вредных увлечений у него, не "бег с трусцой", а лишь привычка ходить в баню каждое 31 декабря с друзьями, где он рискует напиться до беспамятства. Что собственно и произошло. Далее о его приключениях все прекрасно знают. Ипполита жалко.
"Ирония судьбы" в сравнении с характерами и драматизмом личности главного героя сильно уступает другому фильму Рязанова - картине "Берегись автомобиля". Сравните советского Робин Гуда, страхового агента Юрия Деточкина и горе-любовника, врача Женю Лукашина. Между характерами зияет пропасть. Один пытается восстановить справедливость, нарушая закон, другой разрушает чужие отношения ради взыгравшего либидо. Один альтруист, другой эгоист. Один рискует своей жизнью ради помощи сиротам, другой ломает чужие судьбы, в угоду собственному эго.
Между фильмами прошло всего 10 лет и режиссер показал нам нового человека. В нем уже не осталось следа романтической коррозии "хрущевской оттепели", он уже озабочен квартирным вопросом и поиском подходящей для ведения хозяйства женщины.
Персонаж Лукашина чужд всем. Он противоречит мышлению советского человека и недостаточно амбициозен для сегодняшнего дня. Надеемся, что когда к руководству телеканалов придёт несоветское поколение менеджеров, "Иронию судьбы" исключат из сетки телеканалов. По актуальным меркам, если этот фильм, где и надо показывать, то на канале 2х2, но с новой озвучкой.