В Штатах, откуда и пришли к нам эти агрегаторы такси через приложения, давно уже бытует мнение, что работа в Uber или Lyft (аналог Убера) - это как продавать свою машину "по кусочкам". "Часть машины" первому пассажиру за 5$, "часть" другому за 3$ и т.д., пока вся машина "не кончится". Только еще к этой продаже проблемы со спиной добавляешь и геморрой... Потому что автомобиль теряет свою стоимость каждый раз понемногу, приобретая дополнительный пробег. Еще и расходники требуются, и ломается что-то в авто периодически, когда на нем ездят (всё имеет свой ограниченный ресурс).
А знаете, что самое интересное? Агрегаторы при этом и сами в минусе! Операционный убыток Uber за прошлый год составил 3 миллиарда долларов (они живут на постоянные вливания денег крупными инвесторами, которые верят что "вот-вот рванем вверх"). Да, комиссия для водителей у них немаленькая, но и расходы огромны. Новым водителям положены бонусы, а новые водители появляются у них постоянно. Почему? Дело в том, что как только рейтинг водителя снижается ниже 4,5 баллов, то водитель автоматически "вылетает". И второго шанса у него не будет - только если в другой компании (а их всего 2 в Штатах, грубо говоря). Ведь его данные уже в базе и там он уже отмечен как "ужасный водитель".
Легко ли схлопотать 4,5 балла? Да запросто! Практически все пассажиры, регулярно пользующиеся услугами Uber/Lyft в Штатах не знают этого правила и регулярно ставят 4 звезды (бальность в звездах отмеряет приложение) за "хорошую поездку". А 5 звезд за "отличную". Ведь это логично! Они ведь не предполагают, что 4 звезды - это не хорошо, а провал для водителя, который может стоить ему работы.
В итоге водитель со своим автомобилем в Штатах может заработать примерно столько же, сколько и грузчик (услуги по организации переездов очень развиты в Штатах и многие эмигранты так начинают там свой путь). Но это пока в машине что-то не сломается (а со временем обязательно что-то ломается)... А чинить автомобиль в Штатах - занятие ОЧЕНЬ дорогое! Я это по своему опыту знаю. Вот и получается, что ты просто медленно-медленно переводишь в деньги (которые тратишь на свои каждодневные расходы) стоимость своего авто, пока тот не отправится на свалку полностью выжатым.
А в минусе в итоге еще и олдскульные таксофирмы и их водители - их услуги теперь никому не нужны. В том числе и культовое желтое такси Нью-Йорка, без которого невозможно представить город (просто забейте в поисковик "улицы Нью-Йорка" и посмотрите картинки по этому запросу). А ведь оно тоже может исчезнуть. До бума агрегаторов лицензия такси (железный жетон на кузове машины) стоила более 1млн.долларов. Да-да, я серьезно! Люди передавали их по наследству и покупали "в ипотеку". А потом те, кто взял такой огромный кредит, наблюдали как стоимость лицензии упала до 100тыс... Было много суицидов среди таксистов в то время.
Как вы считаете, далеко ли нам в России еще до такого расклада? Может ли еще таксист заработать достаточно денег, чтобы прокормить свою семью и обеспечить старость? И если еще может, то как долго это продлится?..