Культурная революция, начатая The Beatles, имела последствия гораздо более широкие, нежели только музыкальные или артистические. Подстегнутая ритмами рока молодежь почувствовала себя вправе выступить против несовершенного мира взрослых. В октябре 1964 года в США в университете в Беркли начался первый студенческий бунт, который прошел под лозунгами движения за свободу слова и против капиталистического истеблишмента. Была сделана попытка увязать его с борьбой за права негров. Это движение было поддержано еще в девятнадцати американских университетах, где прошли студенческие волнения. Сегодня, оглядываясь назад, можно выделить основные нервные узлы «молодежного» бунта, вокруг которого завертелись все молодежные движения. Это протест против войны во Вьетнаме, которая воспринималась как вопиющее проявление агрессивности, присущее буржуазии; протест против потребительского общества и культа частной собственности, который стал основной американского стиля жизни в 50-е годы; бунт против буржуазной семьи и традиционного для нее подавления сексуальности; наконец, бунт против буржуазной культуры, превращенной шоу-бизнесом исключительно в источник сверхприбыли.
Основными символами рок-музыки и молодежного протеста были две группы – The Beatles и Rolling Stones. Но «Роллинги» находились в явной противофазе The Beatles. Когда они дали свой первый концерт (а это случилось 12 июля 1962 года), у The Beatles уже был подписан контракт с фирмой грамзаписи. Когда в июне 1963 года Rolling Stones выпустили свою первую «сорокопятку», The Beatles уже летели к небесам славы. Путь к успеху, который проделали гениальные ливерпульские провинциалы, была куда более тернистым, чем у лондонцев-«Роллингов». Но именно The Beatles поддержали Rolling Stones, когда те отправились в большое рок-н-ролльное путешествие. В апреле 1964 года вышел первый долгоиграющий альбом Rolling Stones, который сразу же занял первое место в английских хит-парадах. С тех пор фанаты всего мира разделились на два враждующих лагеря: одни болели за мелодичный битловский биг-бит, другие бились за хулиганский ритм-энд-блюз Rolling Stones, хотя сами музыканты всегда оставались добрыми друзьями.
Юрий Ермаков («Сокол»): «В противостоянии The Beatles и Rolling Stones отразилась традиционная борьба столицы и провинции. В Ливерпуле было хорошо, зато в Лондоне - богаче традиции. И поэтому там стали происходить более интересные вещи.
А у нас было так: вначале мы слушали все - и Элвиса Пресли, и Чака Берри, и Рэя Чарльза, и многих других. Это была подоснова, которая в дальнейшем дала возможность делать собственную музыку. А потом, когда после The Beatles мы услышали Rolling Stones, произошел раздел. Когда мы получили первый альбом Rolling Stones (а до этого у нас уже были альбом «Hard Days Nights», а также первые два диска The Beatles), это было потрясающе! Мы услышали совершенно другую музыку, с совершенно иным подходом и к ритмике, и к мелодике. Это был просто шок! А вскоре появились и пластинки других групп, играющих в такой же манере - Pretty Things, Spenser Davis Group...»
«В музыке Rolling Stones было больше свободы, - говорит Владимир Рацкевич, лидер группы «Рубиновая Атака». - Их песни содержали больше возможностей для импровизации, чем песни The Beatles, что для нас было очень важно - на каждый концерт мы готовили новую версию...»
Поэтесса Маргарита Пушкина познакомилась с рок-музыкой в 1964 году, когда жила в Венгрии: «Там уже было много хороших групп: Omega, Illes и другие. А однажды по венгерскому телевидению показали выступление The Beatles в одном из английских клубов, и я зафанатела. Мы с девчонками бегали в коммерческие ларьки за сигаретами, а там продавались разные нашивочки на рукава, закладки, сделанные из фотопленок, и другая атрибутика с изображением «Роллингов» и «Битлов». Честно говоря, «Роллинги» мне поначалу понравились больше: у Джеггера был зверский вид, что, по моему мнению, более соответствовало образу рокера. И народ, соответственно, делился на тех, кто за The Beatles, и на тех, кто за Rolling Stones. Так что у меня все началось с закладок...»
В Хэйт-Эшбери, одном из районов Сан-Франциско, появились первые хиппи, а в Ла Хонде зародилась психоделия. Битники потянулись в новый район не от хорошей жизни - просто респектабельный Норс-Бич, где они обитали ранее, стал очень дорог, а уютный и очень симпатичный Хэйт-Эшбери, где традиционно большинство квартир снимали студенты, был значительно дешевле.
Слово «хиппи» (НIРРIЕ или HIPPY:) придумал журналист Майкл Фэллон. Он употребил его в статье «Новый рай для битников», в которой описал миграцию битников из Норс-Бич в район улицы Эшбери.
В «Словаре афро-американского слэнга» К. Мейджора можно найти: «НIР (1950-е годы) — утонченный, независимый и мудрый; модный; храбрый человек, который всегда начеку».
Вначале это слово обозначало последователей битников 50-х, но вскоре перекинулось на «детей цветов», то есть на тех, кто в нашей памяти остались «настоящими» хиппи. К длинноволосым ребятам, праздно шатающимся по всему миру, это слово прилипло после того, как его регулярно стал употреблять в своих ежедневных колонках в San Francisco Chronicle другой легендарный американский журналист Херб Коен.
Городок Ла Хонда (штат Колорадо) знаменит тем, что здесь родился американский писатель Кен Кизи, автор романа «Пролетая над гнездом кукушки». Кизи считается одним из главных писателей поколений битников и хиппи, оказавшим большое влияние на формирование этих движений и их культуру.
В 1964 году вместе с друзьями-единомышленниками Кизи организовал хипповскую коммуну под названием «Веселые проказники» (Merry Pranksters). Коммуна устраивала концерты-хеппенинги под названием «кислотные тесты» (acid tests) с раздачей ЛСД всем желающим. «Кислотные тесты» часто сопровождались световыми эффектами (стробоскопами) и музыкой, которую живьем играла молодая группа The Warlocks, впоследствии ставшая широко известной под названием Grateful Dead.
Купив старый школьный автобус, «Проказники» раскрасили его в яркие психоделические цвета, назвали «Furthur» (как утверждает журнал «Забриски райдер», это название представляет собой модификацию слова further — дальше, вариант перевода на русский - «Далше», то есть «дальше» без мягкого знака) и отправились на нем в путешествие по Америке, которое виднейший публицист ХХ века Ж.Бодрийяр назвал «самым странным путешествием за всю историю человечества, после похода за золотым руном аргонавтов и сорокалетнего странствия Моисея по пустыне». Этот период жизни и деятельности Кена Кизи и «Веселых Проказников» запечатлен в документальном романе Тома Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест» (The electric cool-aid acid test). Газета «Нью Йорк Таймс» назвала этот роман лучшей книгой о хиппи.
Настоящим харизматическим лидером, рок-идолом молодежи 60-х годов стал Боб Дилан. В свой ранний период он был отъявленным нигилистом, что и проявилось в его песнях. Миллионы молодых людей восхищались его нон-конформизмом и его вольнодумством по отношерию к церкви и к правительству. «Новые левые» обожали его. Но в 1964 году Дилан сделал шаг в сторону от политического радикализма. «Единственное, что есть в жизни настоящего, - сказал он, - это твой внутренний мир, твои чувства». Новый Дилан настаивал, что личные переживания намного важнее любых политических коллизий, и выход в свет альбома «Обратная сторона Боба Дилана» выразил его новые настроения. Этот альбом не только нашел отклик у миллионов подростков, которым были знакомы подобные чувства, но помог многим другим музыкантам выйти за привычные рамки поп-музыки и выразить глубоко личные чаяния.
Американский вокальный квартет The Temptation записал свой знаменитый хит «Papa was A Rolling Stone».
В 1964 году на первые места в хит-парадах поднялась новая песня группы Beach Boys, которая называлась «I Get Around».
Группа Kinks была основана в Лондоне в 1961 году братьями Раймондом и Дэвидом Дэвисами, Майклом Эвори и Питером Квэйфом. Их первый сингл «Long Tall Sally», вышедший в феврале 1964 года, был продан в количестве 127 штук, но следующий сингл «You Really Got Me», появившийся в августе, стал «золотым». Их горячая, кричащая, энергичная с дикими, непричесанными и изрядно синкопированными ритмами музыка вызвала восторг тинейджеров всего мира.
Отец рок-н-ролла Чак Берри встретил начало Британского нашествия за тюремной решеткой, но в 1964 году он вышел на свободу и самым активным образом включился в общее движение. Его новые хиты «Nadine», «No Particular Place To Go», «You Never Can Tell» буквально ворвались в радиоэфир и быстро освоились на вершинах хит-парадов.
В 1964 году Neil Sedaka сочинил песню «One Way Ticket», которая спустя несколько лет станет советским суперхитом «Синий-синий иней» в исполнении ВИА «Поющие Гитары».
(Из книги В.Марочкина, Н.Сычевой и А.Игнатьева «Песни нашего поколения. Шестидесятые»)