Найти в Дзене
Человек

Человеческий фактор и безопасность на море

Оглавление

Судоходство, пожалуй, самая интернациональная из величайших отраслей промышленности в мире и одна из самых опасных. За последние 50 лет судоходство сосредоточилось на повышении надежности судовых систем и совершенствовании структуры судов с целью сокращения числа инцидентов и повышения производительности и эффективности. Осуществлены усовершенствования в области проектирования корпусов, двигательных и стабилизационных систем и навигационного оборудования. Таким образом, современные судовые системы являются высоконадежными и высокотехнологичными.

https://pixabay.com/ru/photos/фантазия-судно-облака-составление-2631444/
https://pixabay.com/ru/photos/фантазия-судно-облака-составление-2631444/

Тем не менее, количество жертв среди моряков все еще очень велико. Причина в том, что конструкция судна или надежность системы являются незначительной частью уравнения безопасности.

Человеческий фактор считается фактором, способствующим большинству инцидентов в секторе судоходства. По оценкам, от 75% до 96% морских аварий можно отнести на счет человеческой ошибки. Человеческий фактор был оценен как основная причина возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятным воздействием на здоровье, жизнь, имущество и окружающую среду.

Одним из методов выявления типов человеческих ошибок, имеющих отношение к морской индустрии, является изучение потерь на море и определение их происхождения. Система анализа и классификации человеческого фактора (HFACS) представляет собой подходящий инструмент для анализа причин неудачи человека на море. Система HFACS - это комплексная система учета человеческих ошибок, разработанная в вооруженных силах США и представляющая собой инструмент для исследования и анализа человеческих причин во многих областях.

Система классификации была разработана в первую очередь как система оценки для анализа и классификации ошибок операторов при морских авиационных авариях.

Человеческий фактор

Человеческий фактор является наиболее непредсказуемым, учитывая, что каждый человек имеет разное поведение и понимание, способность людей безопасно и эффективно справляться со сложностью, нагрузкой, не только в чрезвычайных ситуациях, но и в повседневной жизни, может отличаться.

Человеческая ошибка - это неправильное или неприемлемое человеческое решение или действие, которое снижает эффективность, безопасность или производительность системы. Значительное исследование человеческой ошибки, описывают 3 уровня:

  1. знания - на основе которых строится план решения проблемы,
  2. действия, основанные на правилах, которые используют инструкции,
  3. поведение, основанное на навыках, означает действия, выполненные спонтанно.

Причина усилила исследования, определив ошибку, связанную с поведением человека, как "небезопасные действия", совершенные лицом на передовой с намерением избежать несчастного случая. Небезопасные действия могут иметь различные формы, такие как ошибки или нарушения. Ошибки связаны в основном со сбоями памяти или внимания, но, с другой стороны, нарушения представляют собой вероятность совершения ошибки с отрицательным результатом.

Анализ всех значительных человеческих жертв, имевших место на море за последние несколько лет, представляет собой первый этап классификации возможных человеческих потерь при морских перевозках.

Система HFACS, разработанная в первую очередь в качестве системы оценки для анализа и классификации ошибок оператора при авариях на море, является главным образом инструментом расследования инцидентов. Система является инструментом анализа - оценивает группу аварий и указывает на слабые стороны в различных областях. Основой системы HFACS стала Швейцарская модель, которая предлагает системный подход, принимая во внимание, что люди совершают ошибки.

Ошибки в системе - это активные или скрытые сбои, которые вызывают почти все аварии. Действие оператора, повлекшее за собой немедленную аварию, представляет собой очевидный активный отказ, который можно быстро отнести к основной причине аварии. В противном случае скрытые ошибки часто трудно обнаружить и обычно происходят на более высоких организационных уровнях и могут оставаться в системе в течение более длительного периода времени.

Система анализа и классификации человеческого фактора

Один из существенных вопросов системы HFACS заключается в правильной классификации причинно-следственных факторов аварии по каждой категории. Точность этого процесса указывает на надежность HFACS. Проблема возникает, если один и тот же инцидент кодируется по-разному более чем одним человеком.

Состояние операторов является подкатегорией, которая включает в себя три типа человеческой недостаточности:

  1. неблагоприятное психическое состояние,
  2. неблагоприятное физиологическое состояние,
  3. физические и умственные ограничения.
https://pixabay.com/ru/illustrations/матрос-человек-лодка-улыбчивый-1424820/
https://pixabay.com/ru/illustrations/матрос-человек-лодка-улыбчивый-1424820/

Человеческие ошибки могут быть значительно уменьшены. Изучением несчастных случаев под воздействием человеческого фактора и созданием мер по обеспечению безопасности посредством ориентированного на человека проектирования технологий, организаций и рабочей среды, операторы могут получать поддержку, а количество инцидентов может быть сокращено.