Найти в Дзене
Рыжий рыцарь

Как звали отца Добрыни Никитича?

Оглавление
-Как звали Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича?
-Ээ... Так и звали...
-Неправильно, молодой человек! Богатырями их звали!
(с) из старых юморесок Ефима Шифрина

Как звали отца второго по значимости русского былинного богатыря? Вопрос, однако, не праздный...)) Добрыня Никитич вообще персонаж в русском эпосе довольно своеобразный. Он единственный из "большой тройки" носит старое, языческое имя. Языческие имена русские богатыри вообще носили нечасто. Кроме Добрыни, можно вспомнить только, пожалуй, Святогора (который вообще символизировал "уходящую мощь" прежней, до-христианской Руси), да Вольгу Всеславича. Но этот последний вообще колдун, оборотень, неизвестно даже, к человеческой ли расе относится...))

А кроме того, Добрыня - один из немногих русских богатырей, чей реальный прототип установлен более-менее четко. Этот человек действительно существовал, действительно жил в одно время с князем Владимиром Красно Солнышко и действительно приходился ему родственником.

В некоторых былинах говорится, что Добрыня - племянник князя. На самом же деле он - его дядя...

Добрыня, только что убивший Змея
Добрыня, только что убивший Змея

Тайна двух отцов

"Повесть временных лет" определяет происхождение исторического Добрыни однозначно:

«Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй Володимиру»

Князь Владимир Креститель вообще-то - бастард. Об этом предпочитают не вспоминать, но среди всех своих братьев Владимир был самого низкого происхождения, т.к. его матерью была Малуша - рабыня-ключница, наложница князя Святослава. Исторический Добрыня - ее брат. "Уй" на старославянском - это и есть дядя по матери.

Соответственно, настоящее отчество Добрыни - Малкович. Но почему в былинах он внезапно обрел другого отца - Никиту? Почему у человека с языческим именем отец носит христианское? Более правдоподобный случай - как раз наоборот: сын язычника крестился и поменял имя. Христиане той поры своих детей всегда крестили.

Да, в те времена каждый человек, особенно знатный, обычно имел несколько имен: одно тайное, крестильное, которое знали только он сам и крестивший его священник (это если крещение вообще было), и несколько бытовых имен и прозвищ. Но фишка в том, что Добрыня никогда не упоминается в былинах под каким-нибудь другим именем. В летописях - тоже.

Зато в былинах второй по главенству и силе русский богатырь иногда называет своим отцом некоего Никиту Залешанина (Заолешанина) - не то богатыря, не то воеводу. Порою, чтоб соблюсти инкогнито, Добрыня сам себя именует "детиной Залешаниным" (т.е. сыном этого человека). При этом, вот странность, ни богатыря, ни воеводы с таким именем в русских былинах... Нет!

Но при этом складывается полное впечатление, что собеседники Добрыни прекрасно понимают, о ком речь. Более того - загадочный Никита Залешанин настолько всем известен, что за него однажды выдавал себя сам Илья Муромец!

Обратите внимание: он известен "за глаза". В Киеве его нет, как он выглядит, никто (кроме Добрыни!) не знает. Просто имя на слуху, оно известное, и к нему легко можно примазаться.

-2

Дети капитана Шмидта, да и только...

Кто такой Малк?

Начнем с исторической, а не былинной личности. Достоверно происхождение Малка Любечанина неизвестно. Известный русский историк XVIII века Татищев считал его купцом из Любека (Любеча), переселившимся в Новгород.

С ним был решительно не согласен князь Прозоровский, живший столетием позже. Он считал, что Малк Любечанин и князь (старейшина) Древлянского княжества Мал - одно и то же лицо.

На всякий случай напомним: бабушка князя Владимира - Ольга. Отец - Святослав, сын Ольги. Дед - князь Игорь. Тот самый, которого убили древляне - и в отместку за это княгиня Ольга сожгла их столицу Искоростень.

А князь Мал - это последний владетель независимого Древлянского княжества. Тот, что поднял восстание против власти Киева, убил Игоря - и потерял свою страну.

Почему же он Любечанин? Прозоровский полагал, что после поражения бывшего князя Мала продали в рабство в Любек (Любеч). Его дочь сделали рабыней Ольги - хорошая месть, однако. Правда, Прозоровский был убежден, что отец Владимира, Святослав, женился на Малуше законным образом.

-3

Тогда получается интересная коллизия: Добрыня - наследный принц Древлянский, но при этом детство свое он должен был провести на положении раба, как и его сестра. Впрочем, известно о его детстве очень немного, основной массив информации (как исторической, так и былинной) относится к тому периоду, когда он уже является и свободным, и - знатным человеком.

Вполне возможно, что князь Владимир - сын рабыни - чувствовал некую духовную близость со своим дядей, и, захватив трон, возвысил его. А там уж Добрыня отслужил верой и правдой - он считался правой рукой князя Владимира и исполнял самые сложные его поручения.

Он "добывал" ему в жены полоцкую княжну Рогнеду, он же и "крестил Новгород огнем" - попросту подпалил городские постройки, чтобы помешать новгородцам сражаться с войсками тысяцкого Путяты.

Честно говоря, Добрыня из всех русский богатырей - самый... Неоднозначный. Его реальный прототип выполнял для князя не только самые опасные, но и самые грязные поручения. А былинный... Знаете, как начинается один из классических вариантов былины "Добрыня и Змей"?

Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да и Никитичу-то матушка наказывала:
– Ты не езди-ка далече во чисто поле,
На тую гору да сорочинскую.
Не топчи-ка младых змеенышей...

А Добрыня поехал и потоптал. То есть - именно он в этом случае выступил агрессором по отношению к Змею, после чего Змей и полетел мстить - красть Забаву Путятичну.

Правда, там еще упомянуты "повырученные полоны да русские", так что... Я ж говорю - неоднозначный персонаж.

Тайна Никиты Залешанина

Историк XIX века Шахматов писал:

"Предполагаю, что образ Никиты Залешанина (Заолешанина) отразил в себе образ… Древлянина; замечательно, что он богатырь не киевский, поэтому, когда Илья Муромец выдал себя за Никиту, его никто не узнал в княжеском тереме, кроме, впрочем, Добрыни Никитича, очевидно, не в пример другим киевским богатырям, знавшего Никиту Залешанина."

Подразумевается прямая аналогия: Залешанин - "Залесский", т.е. откуда-то из лесных земель. Это прозвище может принадлежать древлянину, которым и был князь Малк. Впрочем, Шахматов выводил происхождение Добрыни от князя древлянского и улицкого Мстиши-Люта Свенельдича, от имени которого, по его мнению, каким-то странным образом и произошел "Малк".

Вот так шел-шел, и произошел...)))

-4

Имя Никита, в таком случае, либо взято "с потолка", чтобы избежать параллелей с князем Малком и связанных с этим бытовых сложностей, либо...

Построения Шахматова основаны на труде поляка Яна Длугоша "Хроника". А там древлянского князя звали... Niszkina! Читается как "Нишкина".

Шахматов посчитал, что это искаженное Мистиня, а значит, имеет прямое отношение к Мстише-Мстиславу Свенельдичу. В результате он запутал сам себя. К слову сказать, в настоящее время гипотезы Прозоровского и Шахматова ученые (в том числе такой авторитет, как Рыбаков) считают опровергнутыми.

Но если допустить, что Малк и Нишкина - одно и то же лицо (помните, я говорил - тогда имен у людей было несколько?), то отчество "Никитич" нашего героя приобретает самое простое объяснение. Это искаженное "Нишкинич", труднопроизносимое для русского человека.

К сожалению, все вышесказанное - только лишь теория. Ей можно верить или не верить, но доказать со 100%-й точностью эту версию сложно.

Как и очень многое в исторической науке, увы...