Российский рынок такси, формирование которого на сегодняшний день напрямую зависит от волеизъявления крупных игроков-агрегаторов, продолжает вызвать массовое недовольство как со стороны водителей, так и со стороны клиентов.
Низкая ценовая политика, прикрываемая порой смутными схемами дополнительных выплат и компенсаций для водителя ведет к стабильному падению дохода; в небольших городах России водитель вполне может уйти в минус: доход за вычетом комиссии агрегаторов и таксопарков, за вычетом топлива и амортизации автомобиля больше становится похожим на плохую шутку. Как следствие, увеличивается время нахождения на линии, необходимое для заработка водителем более или менее приемлемой суммы. Далее, как снежный ком - усталость, раздражительность, ненадлежащее техническое состояние автомобилей, высокая аварийность. Редкий сотрудник полиции проведет свой день без информации об очередном ДТП, с участием машины, оклеенной логотипами небезыизвестных брендов (ответственность за которые, к слову, агрегатор не несёт).
При этом запрос пассажиров, часто воспринимающих принцип о том, что клиент всегда прав в крайне гиперболизированной и агрессивной форме, так же растет, что приводит к увеличению конфликтных ситуаций.
В этой связи то и дело мелькают новости о забастовках в различных городах России, в рамках которых водители продвигают свои требования. Вот только чаще всего, за исключением разве что недавнего примера Тюмени, эти забастовки успеха не имеют: процентное соотношению бастующих, по отношению к тем, кто все же выходит на линию, невелико. Однако стало известно, что несмотря на частые неудачи готовится очередная крупная забастовка в Москве, намеченная на 3 декабря 2019 года. Более того, протестующие водители, создали петицию, выражающую коллективное недовольство работой всех агрегаторов такси и предложили ввести государственное регулирование данной отрасли.
До 3 декабря протестующие собирают подписи на сайте Change.org за введение государственного регулирования в сфере взаимодействия водителей с компаниями агрегаторами, такими как Яндекс.Такси, Gett, Ситимобил, Такси Maxim и Такси Везёт. Петиция адресована руководству страны, города Москвы, Минтрансу и Мосгортрансу.
«КАЖДЫЙ, КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ УСЛУГАМИ ТАКСИ, ВИДИТ ЧЕЛОВЕКА, СИДЯЩЕГО ЗА РУЛЁМ — ТОГО КТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ УСЛУГИ ПЕРЕВОЗКИ. ЧЕЛОВЕКА, В РУКАХ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ВАШ УСПЕШНЫЙ ПУТЬ ДОМОЙ, ВАША ЖИЗНЬ И ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ. НО ЗАЧАСТУЮ МНОГИЕ ЗАБЫВАЮТ, ЧТО ТАКСИСТ ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК, А НЕ КАКОЙ-ТО РАБ ИЛИ ПРИСЛУГА», — РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР ПЕТИЦИИ НИКИТА ШТЫХ.
В погоне за прибылью и лояльностью клиентов, компании-агрегаторы служб такси, представленные на Российском рынке, перешли все, абсолютно все возможные границы, считает автор. Он утверждает, что компании агрегаторы забирают практически половину ежедневного дохода водителя, превращая сферу такси в нечто неудобоваримое как для водителя, так и для пассажира.
«ПРИВЛЕЧЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ АГРЕГАТОРА СЕЙЧАС ОЧЕНЬ СЛОЖНО. АГРЕГАТОР ИМЕЕТ РЫЧАГИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК НА ВОДИТЕЛЯ, ТАК И НА ТАКСОПАРКИ, А ОБРАТНОГО МЕХАНИЗМА СЕЙЧАС НЕТ», — РЕЗЮМИРУЕТ НИКИТА.
Автор петиции призывает подписать её тем, кто поддерживает следующие пункты:
- Регулирование деятельности такси на государственном уровне.
- Защиты от беспредела агрегаторов, монополизировавших рынок.
- Обеспечение режима труда и отдыха согласно ТК.
- Обеспечение достойного заработка.
- Отфильтровать некомпетентных и неадекватных водителей служб такси.
- Обезопасить себя и своих близких, использующих службу такси.
- Отфильтровать неадекватных пассажиров от пользования сервисами.
- Обеспечить государственным субсидированием таксомоторный извоз.
В сущности, при условии дальнейшего снижения цен, одним из наиболее вероятных вариантов будущего такси в России вполне может быть откат к формату СССР - выход на линию на авто таксопарков и получение адекватной заработной платы. Иначе, в скором будущем, грядёт угроза водители могут лишиться возможности содержать частный автомобиль, работающий в такси.
Подписать петицию можно на сайте Change.org.