Конференция «Книжное пространство XXI века. Издательства, библиотеки, книжные магазины и цифровые ресурсы»
В рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла конференция «Книжное пространство XXI века. Издательства, библиотеки, книжные магазины и цифровые ресурсы», организаторами которой выступили Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и журнал «Книжная индустрия».
Крупнейшие мировые и российские эксперты в сфере цифрового контента, книжной торговли и библиотечного дела обсудили, как новые стратегии развития цифровых ресурсов, книжной торговли и библиотек будут способствовать расширению круга потенциальных читателей, пользователей библиотек, посетителей книжных магазинов.
«Мы должны понимать, как сохранить тексты для следующих поколений, как увлечь самых маленьких читателей и привить им любовь к чтению», – обозначил главную тему заместитель руководителя Роспечати, руководитель секции «Литература и чтение» культурного форума Владимир Григорьев.
Проблема в действительности серьезная. Согласно данным последних исследований, на чтение книг россияне в среднем тратят 9 минут в день, а на чтение информации в Интернете – более 2 часов.
Директор РГДБ, президент Ассоциации по приобщению детей к чтению «Растим читателя» Мария Веденяпина знает, с чего нужно начинать.
«Важно искать современные форматы приобщения детей к чтению, и мы должны научить родителей новым методам работы с детьми», – отметила она.
Чтобы книга могла конкурировать с современными медиа, ее нужно сделать особенно привлекательной для ребенка, предлагает свой «рецепт» председатель Рабочего сообщества издателей детской и юношеской литературы в Германии Ренате Райхштайн.
В Южной Корее пошли еще дальше. Благодаря семье Минн остров Нами стал настоящей интерактивной библиотекой под открытым небом. По словам директора оргкомитета Nami Concours и генерального директора проекта Nami Island Arts & Education Фреда Минна, каждый год остров посещают более 3 миллионов детей и взрослых со всего мира. Здесь нет места телевизорам и гаджетам, только детские книги и живая природа. А еще здесь раз в два года проходят книжный фестиваль Намбук (Nambook Festival) и Международный конкурс иллюстраций острова Нами.
В конференции также приняли участие президент и генеральный директор сети книжных магазинов «Пайот» Паскаль Ванденберг, директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев, член правления Российского книжного союза Денис Котов, генеральный директор Президентской библиотеки им. Б.А. Ельцина Илья Быковников, исполнительный директор Интернет-издателей Владимир Харитонов, генеральный директор компании «ЛитРес» Сергей Анурьев, первый заместитель генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им М.И. Рудомино Мария Андреевна Капт-Голушко, директор компании Storytele (Российское представительство) Борис Макаренков, директор Словенского книжного агентства Рената Замида, директор ЦГМБ им. М.А. Светлова Валентина Агафонова.
Конференция «Лаборатория познания: научно-популярная литература для детей и юношества»
В рамках профессиональной программы секции «Литература и чтение» на Санкт-Петербургском международном культурном форуме прошла конференция «Лаборатория познания: научно-популярная литература для детей и юношества», организованная Российской государственной детской библиотекой при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Руководитель просветительского проекта «Библиотека Гутенберга» Роман Переборщиков, выступивший в роли модератора, напомнил, что научно-популярная литература – один из самых активно растущих в России сегментов на книжном рынке. Согласно расчетам Российской книжной палаты, с 2014 по 2018 год количество наименований научно-популярной литературы выросло на 67 процентов. Но за позитивными изменениями на книжном рынке нельзя упускать из вида проблемы .
«Научно-популярная литература – очень сложный жанр. Он сочетает в себе черты художественной и научной литературы, а потому требует от автора не только литературного мастерства, но и глубоких познаний в научной области, о которой он пишет. Всё это ставит перед автором книги очень высокие требования, что усложняет и замедляет работу», – объясняет Роман Переборщиков.
По мнению эксперта, издательствам стоит искать компромисс между необходимостью издавать больше книг и качеством издаваемой ими литературы, чтобы на полки не попадали книги для детей и подростков с фактическими и научными ошибками.
Юлия Мелентьева, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая отделом проблем чтения НИЦ «Наука» РАН говорила о буме читательского интереса к научно-популярной литературе в России.
«Исследователи выделяют несколько тем, которые особенно интересуют молодого читателя – это новости истории, географии, антропологии, физики, химии, биологии, астрономии, то есть все то, что позволяет раздвинуть рамки традиционной школьной программы», – пояснила она.
Президент Британской секции IBBY (Международного совета по детской книге) Пэм Дикс (Pam Dix) предложила признать очевидное – интернет стал основным информационным ресурсом. Но качественные книги с грамотным текстом и яркими, точными иллюстрациями способны побороться за внимание ребенка. По ее словам, сотрудничество известных писателей и иллюстраторов обогатило жанр нон-фикшн.
Джиллиан Энгберг (Gillian Engberg), редактор, консультант, специалист по детской/юношеской литературе, бывший шеф-редактор и обозреватель журнала Booklist Американской библиотечной ассоциации обозначила основные критерии хорошей научно-популярной книги: визуальная привлекательность, увлекательное повествование, точная информация, привлечение разных точек зрения и указание на источники.
В Малайзии нон-фикшн одинаково любят и дети, и взрослые. По словам президента IBBY Малайзии Ахмада Редза Ахмад Хайруддина (Ahmad Redza Ahmad Khairuddin), читательские предпочтения были во многом сформированы под влиянием исторических связей с Великобританией и Японией. Особой популярностью в Малайзии пользуются книги, посвященные образованию, религии, окружающему миру и современным технологиям.
Фото: Пресс-служба РГДБ.
Больше фотографий в ФОТОГАЛЕРЕЕ РГДБ.