Христианские богословы учат: Господь постоянно и незримо присутствует в нашем мире, ни на мгновение не покидая людей. Но пока еще не все из живущих встретились с Ним, не все пришли поклониться яслям Младенца.
Поэтому каждый год под Рождество Господь дарит людям возможность пережить чудо Своего пришествия, выходя им на встречу в дни Адвента.
А люди? Ждут ли они встречи с Ним? Готовятся ли?
Adventus Domini, четыре недели, предшествующие Рождеству. В переводе с латыни Адвент означает «Пришествие Господне».
Этот праздник возник еще в раннем средневековье, хотя ни в Евангелиях, ни в посланиях апостолов он не заповедан.
Первые христиане жили в постоянном ожидании второго пришествия Иисуса Христа. Перед Рождеством это чувство усиливалось. Верующие начинали усиленно молиться и поститься уже с ноября, праздника святого Мартина (а некоторые даже с 24 сентября - дня Зачатия святого Иоанна Предтечи), к декабрю же из жизни христиан исчезали свадьбы, ярмарки, театральные представления и прочие увеселения.
Но годы шли, а чуда не случалось - Господь не являлся во плоти .
Адвент тем временем прижился, слившись с языческим праздником зимнего солнцестояния и памятным еще в Европе обычаем римских императоров торжественно посещать храм в честь своего восшествия на престол.
В хрониках IV века с него уже начинается отсчет нового литургического года, а в 380 году на соборе в испанском городе Сарагоса отцы и учителя церкви постановили считать Адвент днями духовной подготовки к Рождеству и призы вали верующих посещать в этот период храмы.
Духовная подготовка и должна была стать залогом встречи с Господом.
В церковной службе в дни Адвента есть одна особенность - каждый день ранним утром совершается месса в честь Пресвятой Девы Марии, матери грядущего в мир Младенца.
В старые времена, отправляясь к ней, христиане захватывали с собой свечу, чтобы в предрассветных сумерках осветить себе путь. Иногда, чтобы свечку не задуло ветром, ее помещали в стеклянный фонарь.
Этот трепетный огонек и стал символом Адвента - в дни поста, сквозь снег и мглу, люди шли вслед за светом, как много веков назад шли на свет Вифлеемской звезды волхвы с Востока, чтобы по клониться новому Царю Иудейскому...
Сегодня о покаянных настроениях Адвента напоминают лишь фиолетовые постные ризы священников, в которых в декабре служатся мессы. В остальном же и для католиков, и для протестантов декабрь исполнен радости в предвкушении грядущего Рождества.
В Праге, например, из года в год устраиваются ярмарки. На Старомесской площади продают вся кую всячину: фигурные свечи и богемское стекло, пунш и жареные каштаны, деревянных кукол и медные, отпугивающие смерть колокольчики, а двенадцать апостолов, ежечасно сменяющихся на курантах Ратуши, степенно взирают на красочную суету.
В деревушках Саксонии и Швабии принято срезать ветки яблони и вишни и ставить их в вазу с водой, с тем расчетом, чтобы к Рождеству они зацвели, так как есть поверье, что в рождественскую ночь все деревья, будто по волшебству, покрываются плодами.
А в Норвегии верующие устанавливают на подоконниках специальные светильники из поднимающихся лесенкой семи свечек. Или - одну за другой - зажигают четыре толстых лиловых свечи в круглом, еловыми веточками убранном подсвечнике. Чем темнее и длиннее становится декабрьская ночь, тем ярче сияют предрождественские свечи.
В нашей стране выставлять на окошки свечи не принято. Наш Адвент выражается прежде всего в молитвенных настроениях.
Верующие ежевечерне собираются на молитвенные чтения. Они садятся в кружок, зажигают свечи и раскрывают Священное Писание - главы, повествующие о втором пришествии Христа в венце мира, об Иоанне Крестителе, приуготовлявшем людей к приходу Мессии, и о Деве Марии, введшей Спасителя в мир.
И подобно тому, как церковный год начинается с Адвента, в чтениях этих меньше чем за тридцать дней проходит вся ранняя история христианства. Это настраивает на таинственный и возвышенный лад.
Потом все молятся. О том, чтобы за время ожидания Спасителя люди искупили свои грехи. О том, чтобы очистились души. О том, чтобы достигли внутренней тишины перед встречей с Иисусом...
Но постепенно, с течением времени и в Европе и в России Адвент все больше становится детским праздником. Видимо, потому, что на его дни приходятся церковные праздники, в которых традиционно участвовали дети.
Так, в Германии считалось, что с 11 ноября, дня памяти Мартина Лютера, по земле ходит святая Пхерта, богиня домашнего очага, смотрит, кто из малышей как себя ведет и кому привезти в Рождество гостинцев, а кому - розог.
А 6 декабря, в день памяти святого Николая Мирликийского, детям начинали дарить рождественские подарки - часто для этого их собирали в церкви, по сводам которой ссыпали конфеты, яблоки и орехи. Выходило, будто гостинцы привез сам святой Николай.
В Москве же праздничные программы начинаются ближе к Рождеству. В храме святого Людовика на Малой Лубянке после торжественной литургии ученикам воскресной школы будут раз давать подарки в честь дня святого Николая.
В кафедральном соборе Непорочного зачатия святой Девы Марии после месс будут разыгрываться кукольные спектакли, а орден францисканцев устроит для детей рождественский концерт.