Найти в Дзене
Алиса в городах

Птичьи молитвы айнов

В Российском этнографическом музее открылась выставка «Островные люди - айны». В выставке использованы подлинные этнографические артефакты и архивные фотографии из собрания музея, которые рассказывают о представителях одного из наиболее загадочных этносов известных человечеству, коренных жителях Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов.

Из фотоархива Российского этнографического музея (СПб).
Из фотоархива Российского этнографического музея (СПб).

Предки айнов стали первыми людьми, которые появились на японской земле задолго до самих японцев. По мнению ученых, они населяли японские острова уже в VIII-VII тысячелетии до н. э. В былые времена территория их обитания, которую они называли «Земля людей», охватывала острова Японского архипелага Хонсю и Хоккайдо, южную часть Сахалина и Камчатки, Курильские острова, низовья Амура. Однако в настоящее время прежняя территория их расселения значительно сократилась. По официальным данным современное население айнов составляет не более 20 тыс. человек. Они проживают на острове Хоккайдо.

Из фотоархива Российского этнографического музея (СПб).
Из фотоархива Российского этнографического музея (СПб).

«Более 300 представленных на выставке экспонатов, лишь небольшая часть коллекции музея, которая насчитывает около 3000 предметов и фотографий, - рассказывает директор Российского этнографического музея Владимир Грусман. - Их в начале прошлого века привезли с островов Сахалин и Хоккайдо известный исследователь культуры народов Сибири и Дальнего Востока Виктор Васильев и этнограф Бронислав Пилсудский. Из всего этого богатства мы отобрали экспонаты, которые наиболее четко отражают, насколько искусен народ айнов и какой блестящей ментальностью обладают».

Первое что видит посетитель, попадая в выставочный зал - яркую реконструкцию сцены медвежьего праздника.

Реконструкция Медвежьего праздников айнов.
Реконструкция Медвежьего праздников айнов.

«Культ медведя играл огромную роль в жизни айнов, так как этот зверь считался священным, - поясняет ведущий научный сотрудник музея Ирина Карапетова. - Айны специально выращивали в неволе медведя, предназначенного для ритуального убийства, которое было центральным моментом главного праздника, посвященному этому животному. Медведя убивали особой стрелой, а затем устраивали церемонию его «проводов» к верховным божествам. Завершался праздник совместной трапезой и распитием ритуального напитка саке - густого просяного пива».

Реконструкция  Медвежьего праздника айнов.
Реконструкция Медвежьего праздника айнов.

Атрибуты этого и других айнских праздников и церемоний представлены в выставочных витринах. Особенно интересны священные палочки икупасюй (Хоккайдо) или икуниси (Сахалин). Айны считали, что эти палочки, искусно украшенными рельефной и контурной резьбой, подобно птице относят молитву богам. Пользоваться этими священными палочками, могли только мужчины. Обращаясь с молитвой к божествам, они окунали острый конец палочки «язык» в саке «божественную брагу» и совершали ритуальное кропление. Остатки напитка выпивали, придерживая палочкой усы.

"Священные" палочки айнов - икупасюй (Хоккайдо) или икуниси (Сахалин).
"Священные" палочки айнов - икупасюй (Хоккайдо) или икуниси (Сахалин).

Другой вариант ритуальных атрибутов с похожей функцией - заструженные особым образом деревянные палочки – инау, которые передавали просьбы богам с помощью языка стружек. Инау «защищали» человека от злой магии, использовали при лечении людей.

Ритуальные заструженные палочки айнов - инау.
Ритуальные заструженные палочки айнов - инау.

В соседнем зале первые посетители выставки заворожено рассматривают национальную одежду айнов - сказочного вида халаты, сотканные из полотна волокон луба вяза и крапивы и украшенные аппликацией и вышивкой.

Национальная одежда айнов.
Национальная одежда айнов.

А из зимнего гардероба айнов в витринах представлены шубы и куртки из шкур собаки, нерпы, оленя из кожи рыбы. Несмотря на то, что этим нарядам более 150 лет, они отлично сохранились.

Одежда айнов сшитая из рыбий кожи.
Одежда айнов сшитая из рыбий кожи.

«Кроме нарядов, ожерелий и сережек, айнские женщины украшали себя татуировками, - рассказывает Ирина Карапетова. - Когда девочка становилась совершеннолетней (13-15 лет) ей делали татуировку вокруг губ и на руках. Для этого на коже делали ножом надрезы, в которые втирали масляную сажу с металлических котелков. В качестве обезболивающего средства использовали сок полыни. Женщинам без татуировок запрещалось принимать участие в медвежьем празднике».

Из фотоархива Российского этнографического музея (СПб) -  женщины с татуировками вокруг губ.
Из фотоархива Российского этнографического музея (СПб) - женщины с татуировками вокруг губ.

На выставке также представлены репродукции работ японских художников. Акварели из серии «Жизнь и обычаи айнов» 1860-х годов Бёдзана Хирасавы, предоставленные Омским областным музеем изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Рисунки 1790 года Какидзаки Хакиё, изображающие эосских (хоккайдских) вождей.

Репродукции работ японских художников.
Репродукции работ японских художников.

Выставка оснащена и интерактивным материалом. Например, для юных посетителей ее организаторы при содействии «Фонда айнской культуры» (Япония), подготовили эксклюзивный видеоматериал - познавательные мультфильмы на айнском языке с русскими субтитрами.

К открытию выставки была приурочена научная конференция «История и культура айнов: информационный ресурс крупнейших коллекций России», где была презентована «Белая книга айнского народа» - совместный труд группы сахалинских авторов. Издание, обобщившее более 80 российских и зарубежных источников, в формате документальных материалов и свидетельствах очевидцев повествует об истории айнского народа и его взаимоотношении с японцами, японским государством и Россией. По ее данным за период с 2007 по 2017 год численность айнов уменьшилась на 45% (более чем на 10 500 человек).

-11

По некоторым независимым оценкам, хотя бы частично айнское происхождение «по крови» имеют до 200 тысяч жителей Японии. Однако большинство из них уже не идентифицируют себя в качестве этнических японцев, не знают айнского языка и не интересуются наследием предков.

«Сегодня оставшиеся айны живут обычной современной жизнью, которую затронули процессы глобализации, - говорит Ирина Карапетова. - основными их занятиями остаются рыболовство и сельское хозяйство. Кроме того они работают на лесозаготовках».

В последние годы айны уделяют внимание возрождению своей культуры, однако параллельно с этим на территории их обитания развивается туристическое направление. На Хоккайдо появилась сеть музеев, этнических отелей, исторических поседений. К сожалению, речь идет об активном туристическом бизнесе, который зачастую не совсем корректно взаимодействует с древней культурой айнского народа, чем может нанести непоправимый вред.

Выставка «Островные люди - айны» в Российском этнографическом музее будет работать до конца февраля 2020 года.

Алла Чередниченко

Фото автора.