Эксперимент маленького Альберта вызвал многочисленные споры. В этой статье мы рассмотрим истинную личность и судьбу этого ребенка. Он подвергался многочисленным пугающим ситуациям, чтобы доказать, что мозг может быть управляем.
Эксперимент над маленьким Альбертом - одна из самых раздражающих и противоречивых глав в истории психологии. Эксперимент проводил Джон Б. Уотсон, как основоположник бихевиоризма. Он выдвинул гипотезу о том, что мы можем формировать поведение человека с помощью различных стимулов и реакций на них.
По сути, бихевиоризм -это то, что мы можем формировать или тренировать поведение человека. В отличие от других психологических школ, бихевиористы считают, что удовлетворение пожилого человека в Китае точно такое же, как удовлетворение, которое испытывает ребенок в Мексике. Для бихевиористов внутрипсихические процессы не имеют никакого значения. Все, что имеет отношение к вам,- это наблюдаемое поведение.
Чтобы доказать свою основную гипотезу, Джон Уотсон решил провести серию экспериментов. Самый известный эксперимент - эксперимент Литтл-Альберта, который он провел с девятимесячным ребенком. После завершения эксперимента Уотсон так и не узнал, что стало с этим ребенком. Поэтому некоторые исследователи решили разобраться в этом вопросе и при этом достигли поразительных результатов.
Little-Альберт - эксперимент
Прежде чем мы займемся тем, что произошло с маленьким Альбертом и Уотсоном после эксперимента, мы хотели бы кратко объяснить вам, что было в эксперименте. Из записей Уотсона видно, что маленький Альберт был сыном медсестры детского дома. Он был выбран для эксперимента благодаря своему спокойному и несколько равнодушному характеру, а также реакции на внешние раздражители .
Уотсон подвергал ребенка различным прелестям. Он показал ему обезьянку, белую крысу, горящую бумагу и т. д. Мальчик отвечал с определенным вниманием, в то же время он был эмоциональный, но довольно равнодушный. Он просто проявил некоторое любопытство.
В ходе эксперимента Уотсон добавил еще один стимул. Каждый раз, когда малышу показывали белую крысу, Уотсон с помощью железного прута издавал очень громкий металлический звук, который пугал ребенка. Поэтому мальчик стал ассоциировать этот звук с белой крысой. Через некоторое время маленький Альберт просто испугался при виде крысы. После этого он начал бояться также кроликов и других мелких животных.
Что случилось с маленьким Альбертом?
Используя эксперимент Литтл-Альберта, Уотсон смог доказать, что мы можем влиять и формировать поведение человека через определенные стимулы. Записи Уотсона показывают, что он закончил эксперимент, потому что мальчик был усыновлен. Однако так и не было выяснено, продолжает ли Литтл-Альберт страдать от своих страхов даже после окончания эксперимента?
Со временем некоторые исследователи начали интересоваться тем, что стало с маленьким Альбертом. Одним из них был психолог Холл Бек. Он изучал записи Уотсона и изучал другие документы. В конце концов он нашел мальчика и опубликовал свои выводы в 2009 году.
В ней он отмечает, что маленького Альберта, по правде говоря, звали Дуглас Мерритт. Он страдал гидроцефалией с рождения и скончался в возрасте шести лет. Из-за этих выводов все работы Уотсона были поставлены под сомнение . Кроме того, эксперимент предстал в еще худшем свете, чем раньше, поскольку Уотсон использовал ребенка-инвалида, чтобы доказать свою теорию.
Еще одна гипотеза и новые вопросы
Рассел А. Пауэлл, Гранд Макьюэн - психологи в университете в Канаде, представили выводы эксперимента под сомнение. Они начали собственное расследование и опубликовал его результаты в 2012 году. По их мнению, в испытаниях участвовал маленький ребенок, настоящее имя которого Уильям Альберт Баргер. Он был нормальным ребенком, вел здоровый образ жизни и скончался в возрасте 88 лет. Он тоже не любил животных.
Гипотезы Бека и Пауэлла очень обоснованы, однако ни одна из них не является действительно убедительной. Поэтому в июне 2014 года исследователь Том Бартлетт опубликовал еще одну статью, в которой попытался объединить обе гипотезы и добиться результата. Его вывод заключался в том, что в эксперименте участвовали оба ребенка.
В конечном счете, это обсуждение касается валидности бихевиоризма. Эта психологическая школа вызвала серьезную критику ха ее редукционизм. Кроме того, существовала и определенная неприязнь к самому Джону Уотсону. Его критиковали за то, что он развелся со своей женой после того, как у него был роман с Розали Рейнер. Она была студенткой, которая к тому же работала его ассистенткой.
Джон Уотсон был исключен из школы бихевиоризма. Кроме того, его лишили всех академических степеней. У него было двое детей с Розали Рейнер, оба воспитывались строго бихевиористски. Оба ребенка, как взрослые, старались взять себя в руки. Уильям, старший из них, даже преуспел в этом.
В 1950-х годах Уотсон снова получил свою академическую квалификацию. Однако к этому времени он уже перешел к другой теме: рекламе.
Согласно Халлу, основной вклад необехавиористской теории побуждений во многом сводится к устранению и уменьшению импульсов, которые могут препятствовать деятельности людей, что подразумевает увеличение человеческого потенциала, поскольку, удовлетворяя свои истинные потребности, человек может улучшить свою работу и тем самым добиться большего успеха в жизни.
Заключительные замечания
Критики считают дедуктивный бихевиоризм слишком сложным или же, что он не адекватно объясняет человеческую мотивацию на основе обобщений.
Одна из самых больших проблем в отношении теории влечений Кларк Л. Халл, что они не учитываются как вторичные импульсы подкрепления. В отличие от первичных импульсов, таких как голод и жажда, вторичные импульсы не способствуют снижению физиологических и биологических потребностей до прямых. Еще одна важная критика этой теории заключается в том, что она не объясняет, почему люди проявляют поведение, которое не ограничивает их импульсы.
Но в любом случае этот подход повлиял на появившиеся позже теории и объяснения в психологии. Многие теории мотивации, созданные в 1950-х и 1960-х годах, основаны на оригинальной теории Халла или были сосредоточены на предоставлении альтернатив Необехавиористской теории побуждений. Отличный пример-знаменитая пирамида потребностей Маслоу, которая возникла как альтернатива теории Халла.