Я люблю исследовать просторы Интернета в стремлении найти что-нибудь, содержащее грув. Вдоволь насладившись репертуарами американской, японской, французской и даже тайваньской фанки-диско сцен мне захотелось повернуть в родные пенаты и исследовать советскую/российскую дискографию. К слову, результатом остался доволен. Но речь не об этом.
Начал свои поиски я, как настоящий центениал, с Ютуба. На запрос «советский фанк» мне выдало несколько подборок, наполненных именами очень или не совсем известных певцов, певиц и ВИА. Но рядышком затесалось одно интересное видео. Точнее даже не видео, а звуковая дорожка с картинкой. Сайт предложил мне сборник советского фанка с характерной красной обложкой. Бегло глянув в треклист, я не увидел ни одной знакомой фамилии. Мало ли, подумал я.
Но затем, вернувшись к сборнику и решив рассмотреть его внимательнее, я понял, что эта компиляция – всего лишь попытка «хайпануть» и, соответственно, заработать денег.
Оказалось, что этот винил (а точнее два) – продукт лейбла Secret Stash из Миннесоты. Вышли диски в феврале 2010 года и сразу произвели фурор среди любителей различных раритетов. И если западные слушатели испытали удивление и восторг, то российские в большинстве своем раскусили подвох. Правда, нашлись и те, кто «купился», причем в прямом смысле. Например, диджей Марк Борода, использовавший трек с этого релиза во время вечеринки, посвященной советскому фанку два года назад.
В чем же обман? Уже в списке композиций нас встречает нечто странное. И если такие имена, как Павел Сысоев, Юрий Спирин, Борис Байков, Артамонов и даже Изаксон выглядят адекватно, то как объяснить наличие такого персонажа, как Виктор Чижова (да, именно так). Такой прием часто встречается в иностранных компьютерных играх, когда разработчики пытаются показать русских. Еще недавно подобное было в футбольном симуляторе Pro Evolution Soccer.
Также мы имеем два ансамбля с совершенно шедевральными названиями «Да/Нет» и «Помогите». Радуют наименования композиций, в которых преобладает чернуха, уж никак не свойственная джазовым и классическим музыкантам – «Снохачество», «Выродок», «Убийцы в белых халатах». Есть и названия, отсылающие к временам царской России – «Черносотенец», «Гостиный двор». Ощущение, что создатели сего шедевра покопались в историческом справочнике, посвященном нашей стране.
История записи, опубликованная в каталоге на сайте лейбла, гласит, что тот самый Павел Сысоев жил в 70-е годы в столице Хакассии Абакане (если что, это первый город России по алфавиту) и работал композитором на Гостелерадио СССР. У Сысоева была коллекция записей американского фанка. В свободное от работы время, поздно вечером, он приглашал на студию своих друзей, классических музыкантов, и вместе они пытались играть новую, грувовую музыку, и в итоге смогли-таки добиться успеха! Тот же сайт нам сообщает, что из сотен часов этих записей удалось выбрать самое лучшее, и это лучшее раскинулось на двух дисках под названием «Soviet Funk». Уже в наши дни, в 2009 Сысоев, перебравшийся в США, якобы связался с лейблом Secret Stash и передал им все имеющиеся у него записи абаканских рекорд-сессий из 70-х. Правдоподобно, не так ли? Примечательно, что больше никаких упоминаний о Сысоеве, Спирине или, прости Господи, Чижовой, вы в Сети не найдете. Оно и неудивительно.
Вот так с легкой руки американцев далекий Абакан стал столицей советского фанка. Только сам Абакан ничего об этом не знает.
Музыка на сборнике, к слову, довольно приятная, как раз выдержанная в духе джаз-фанка 60-70-х. Но, скорее всего, записали ее уже в наше время американские авторы, пожелавшие остаться неизвестными. А такое название и оформление сделали для привлечения внимания и денег.
Но фанк в СССР, тем не менее, был, и исполняли его иногда даже весьма известные музыканты и певцы. В дальнейшем я расскажу вам об этом подробнее.