- Уходить с этой работы хочу! – сказал мне Володя Маслов после завершения районного праздника, посвященного 8 марта. Не первый раз я слышу от него эти слова. Об уходе говорил Маслов после женитьбы, когда очень до-олго не решался вопрос о квартире для молодоженов. Я тогда искренне ему сочувствовал: сам бывал в подобной ситуации.
А ведь действительно: жизнь его раем не была! Приходит парень из клуба за полночь. Двери, естественно, на семь запоров. И каждый раз от тестя или от тещи «Где шлялся столько времени?!».
Владимир Михайлович Маслов - уроженец и коренной житель Исаклинского района. Знаю его много-много лет. Он не раз и не два становился героем моих дневниковых записей. Поэтому не буду ничего менять, рассказывая об этом человеке.
Человек счастлив, когда его понимают. Маслов в те годы был счастлив! Самый близкий товарищ, друг у него – жена. Надя в те годы– одна из лучших работниц Исаклинской районной типографии, линотипистка-скоростница, депутат райсовета. Живая, общительная, задорная. Белокурая голова в кудряшках.
Сразу чувствуется: эта девчонка в юности была егоза! Даже став мамой, по мнению исаклинских кумушек, прыти не умерила. Кроме работы, общественных поручений Надежда – хорошая помощница Володе, директору Исаклинского РДК. В художественной самодеятельности прошла от простой танцовщицы до руководителя лучшего в районе танцевального коллектива. Причем, без специального культпросвета.
И Миша, масленок трехлетний, не представляет себе вечера в домашней обстановке! Даже если у мамы появляется возможность посидеть дома, Миша тянет ее за рукав: пошли в РДК!
Конечно, плохо, что мальчишка не спит допоздна, что порой в клубе от взрослых слышит и видит всякое. Но есть здесь и огромный плюс: ребенок сызмала начинает понимать, какое счастье быть увлеченным человеком!
…- Уходить хочу. Устал…
Действительно, на этой должности человек быстро израбатывается. Все приходится делать САМОМУ.
Кстати, я уверен: уйти Маслову не дадут. Райком партии знает, что этот человек на своем месте. Но если он устал, кто поговорит с ним? Некому и некогда. А если, допустим, приболел Маслов, заменить его некем. Нет, замену-то в конце концов найдут. Но только это будет «дублер» на получение зарплаты. Не более того. Короче, достойной замены Маслову в обозримом будущем не будет. Может быть, я горячусь, но именно так я думаю.
Потому что в нашем районе такая вот кадровая политика. Человека, добросовестно работающего, нередко нагружают СВЕРХ МЕРЫ. Дескать, выдюжит. А он на каком-то этапе устает. Это естественно. Но его будут жать как лимон – до последней капли. И немудрено, что человек ломается, понимая: добром из этого «хомута» его никто не выпустит. Кто-то начинает демонстративно пить. Кто-то халтурить. И все равно его будут держать, невзирая на все более усиливающееся несоответствие должности. Потому что его некем заменить!
А ведь проблема незаменимости появляется там, где о ротации кадров вовремя не думают. Ждут, когда человек рухнет без сил…
А разве трудно поступить, к примеру, так. Увидело районное начальство, что парень выдохся, не держите его на работе под страхом партийного взыскания! Особенно на творческой работе, на работе с людьми. Труд из страха наказания имеет очень низкий КПД.
- А слабо сказать задушевно Маслову:
- Устал, Володя? Потерпи! И подготовь себе достойную замену…
Так и человека для работы сохраним, и он поймет, что в этой непростой жизни многое от него самого зависит. И будет выкраивать время на поиски преемника. А выбрав его, будет добросовестно готовить к карьерному росту.
Не скажу, что все так поступят. Но уверен: Маслов сделал бы именно так. Я его знаю!
NB! Последнее постановление ЦК КПСС по культуре прямо для нашего района написано!
Маслов – натура увлекающаяся. Он может далеко за полночь засидеться у фотоувеличителя. А потом посреди села буквально первому встречному показать свежие фотографии, поделиться творческой радостью. Я ведь и сам всегда удивляюсь: как это здорово, когда на пустой бумаге появляется изображение! Событие прошло давно, а здесь оно вновь как живое. Завал!
(кстати, это любимое эмоциональное словечко В. Маслова).
- Чокнутый, - сказал о нем молодой брюзга, который в клуб идет с заготовленной кислой ухмылкой. – Ты представь: показывает всем фотку новой танцплощадки и целует изображение. Ну, не дурак ли?!
Эх ты, скептик… Не понять тебе увлеченного человека. Да ему на этой танцплощадке любой гвоздь дороже, чем тебе родная мать. Потому что и о матери своей брюзжишь недовольно. А Маслов с нуля ее сделал, площадку-то. Вот и налюбоваться не может.
- А еще он приволок фотку фундамента нового РДК, - не сдается скептик-нытик. – И всем хвалится.
Да, приволок. Да, хвалится. И горько сожалеет, что не догадался вовремя сфотографировать экскаватор, первый ковш земли. Ведь это будет история! Маслов думает об истории, страстно желает, чтобы те, кто будет после нас, хоть на сотую, тысячную почувствовали свою причастность…
Подписывайтесь на канал!
Читайте также:
Будни советского школьника. Я - парикмахер. 3 марта 1965 года.
Яйца вкрутую. 1978 год
Портрет, пепельница, скандал... Наши на Кубе. 1989 год