Эльдар Рязанов – знаковая фигура в отечественной культуре. Его фильмы разошлись на десятки цитат, стихи превратились во всенародно любимые песни, а сам он остался в памяти людей как добрый и светлый человек, подаривший нам огромное культурное достояние. О Рязанове выпущено множество книг и еще больше документальных фильмов, однако некоторые факты его творческой биографии по-прежнему малоизвестны и могут удивить неискушенного зрителя. Сегодня, в день рождения легендарного режиссера, мы подобрали для вас семь необычных фактов о его жизни и творчестве.
Факт 1
Как известно, случай может сыграть в жизни человека судьбоносную роль. По собственному признанию, Рязанов никогда не интересовался кино и тем более не планировал связывать с ним свою жизнь. После окончания школы он даже подал заявление в Одесское мореходное училище, однако в тот момент оно еще не вернулось из эвакуации (на дворе стоял 1944 год). Тогда Рязанов за компанию с одноклассником отправился во ВГИК, где, как он сам впоследствии вспоминал, единственным факультетом, не требовавшим, как бы сейчас сказали, портфолио, был режиссерский. Дальнейшие события разворачивались уже по классической модели: приведший его одноклассник в институт не поступил, а самого Рязанова неожиданно приняли, и с этого судьбоносного момента начался его путь в кинематографии.
Факт 2
Сейчас это звучит удивительно, но первоначально Эльдар Рязанов не собирался становиться режиссером-комедиографом. Всю первую половину 1950-х он успешно снимал документальные и видовые ленты и был вполне доволен своим поприщем, а за одну из них – “Остров Сахалин” – даже получил диплом Каннского кинофестиваля. Однако в 1956 году директор Мосфильма Иван Пырьев буквально силой заставил молодого режиссера заняться комедийным творчеством и не прогадал – первая игровая лента Рязанова “Карнавальная ночь” стала лидером проката и одним из главных хитов советского кино. Именно эту ленту традиционно показывали на экранах телевизоров каждый новый год, пока ее не сменила другая новогодняя картина того же Рязанова – “Ирония судьбы, или С легким паром!”
Факт 3
Одним из главных творческих единомышленников Эльдара Рязанова был оператор Владимир Нахабцев. Их сотрудничество продолжалось без малого полтора десятка лет и вылилось в создание восьми картин. По операторской работе Нахабцева в фильмах Рязанова можно проследить все основные тенденции развития советской операторской школы от середины 1960-х (с приоритетом статичной съемки и строгой композицией кадра) до рубежа 1970 – 1980-х (с повальной модой на использование в кадре трансфокатора (в просторечии – “зума”) и “тревелинга”, т.е. съемки с рук). С этой точки зрения классические фильмы Рязанова – еще и настоящая энциклопедия операторских приемов.
Факт 4
После того, как постоянное сотрудничество Рязанова и Нахабцева прекратилось, новым главным оператором его фильмов стал потомственный кинематографист Вадим Алисов. Ему камере принадлежат такие фильмы, как “Вокзал для двоих”, “Жестокий романс”, “Забытая мелодия для флейты” и другие. Интересно, что “Жестокий романс”, поставленный на основе пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”, стал для династии Алисовых своеобразной “семейной” картиной – мать оператора, актриса Нина Алисова, в 1936 году сыграла главную роль в классической экранизации пьесы в постановке Якова Протазанова. Прежде чем приступить к съемкам новой версии, Рязанов даже позвонил актрисе с просьбой “благословить” ее сына на работу над лентой.
Факт 5
Эльдар Рязанов стал первым советским режиссером, которого стали массово узнавать в лицо. До этого кинорежиссер считался фигурой непубличной, призванной работать исключительно по другую сторону камеры, однако с появлением сперва “Кинопанорамы”, а затем и других авторских передач Рязанов стал одним из лиц отечественного кино в буквальном смысле слова. Впрочем, нужна ли режиссеру публичность – вопрос сугубо индивидуальный: Леонид Гайдай, например, часто пользовался тем, что его не узнавали в лицо, и приходил на показы своих фильмов в кинотеатр, чтобы проверить реакцию зрителей.
Факт 6
Некоторые замыслы Рязанова по разным причинам остались нереализованными. В частности, в конце 1960-х режиссер хотел экранизировать пьесу Эдмона Ростана “Сирано де Бержерак” и даже подобрал претендента на главную роль – поэта Евгения Евтушенко. Однако по идеологическим причинам тому запретили участвовать в проекте (об этом поэт даже написал стихотворение “Прощание с Сирано”), и Рязанов поступил благородно – не стал искать замену и закрыл проект. А в канун перестройки режиссер загорелся идеей снимать экранизацию “Мастера и Маргариты” Булгакова (кстати, такую же идею в то время вынашивал Элем Климов), однако замысел не получил одобрения чиновников от кино. Спустя несколько лет подобную постановку удалось осуществить другому режиссеру – Юрию Каре, однако это уже совсем другая история.
Факт 7
Вы знали, что у Эльдара Рязанова есть фильм, полностью состоящий из его собственных стихов? В 2009 году мастер выпустил документальный телефильм “Музыка жизни”, в котором на протяжении двух часов читал свои лучшие стихи на фоне осеннего парка, заснеженного леса и других живописных видов. Стихи в исполнении Рязанова перемежались кадрами из его фильмов и песнями в исполнении Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих, Валентина Гафта и других. Словом, если вы хотите поближе познакомиться с творчеством Рязанова-поэта, то этот фильм – пожалуй, лучшая возможность это сделать.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: