Это необычная статья. Когда я придумывала тему для неё, мне пришла в голову мысль: «А что, если посмотреть на вокальные уроки со стороны учеников?»
Учиться петь может прийти абсолютно любой человек из любой сферы деятельности.
Мне стало интересно что мотивирует таких разных людей заниматься пением и как замотивировать остальных, тех, кто до сих пор не решился и откладывает своё желание в долгий ящик.
После долгих размышлений, я поняла, что лучшим способом для мотивации будут рассказы тех, кто уже учится, прошёл через те же сомнения и переступил через свои страхи.
Я провела опрос своих учеников. Кто-то из них занимается у меня около года, кто-то пришёл совсем недавно. Некоторые уже прошли через других педагогов, а некоторые попали ко мне не занимаясь до этого. У каждого из них есть свои цели и стремления, о которых вы узнаете прямо сейчас и у вас появится возможность сделать выводы на основе честных ответов о процессе обучения.
-Почему ты захотел петь?
«Я слушаю очень много музыки и знаю большое количество песен. Иногда так случается, что когда я слушаю песню, я впадаю в своего рода транс, и она как будто вселяется в меня. И однажды я так глубоко прочувствовала песню, что была готова её спеть и знала как, она как будто сама рвалась наружу. Я нашла минус, включила, попробовала, но ... на деле ничего не вышло, вернее вышло не так, как я себе это представляла внутри. И в тот момент я поняла, что просто не владею своим голосовым аппаратом, что надо пойти, научиться и спеть эту песню так, как я её слышу». (Мария, программист)
«Петь хотелось всегда. В детстве постоянно напевала любимые песенки. Но всегда в строжайшем одиночестве. Желание петь в одиночестве закрепилось после в шутку брошенной фразы: «Ты лучше не пой при других..». И желание развиваться в этом направлении было надолго убрано в темный ящик в самом темном углу подсознания. А спустя много лет, много десятков лет я решила: «А почему бы нет?» Раз желание есть, даже если убранное в раздел «невозможное», надо пробовать все равно!» (Марина, сотрудник ФГБУ НИИ «Восход»)
«Потому что захотелось петь лучше, я люблю подпевать любимым исполнителям и хотелось им как-то соответствовать :) и не позориться в караоке так сильно как было до этого». (Владилена, администратор в международной компании по подбору персонала)
«Мне всегда нравилось петь. Почти постоянно в наушниках играет музыка, учился чуть-чуть играть на гитаре. Но меня не устраивало то, как я пою, и как звучит мой голос». (Илья, программист)
«Не могу не петь». (Сергей, сотрудник ФГБУ НИИ «Восход»)
-Что для тебя главное в процессе обучения?
«Мне важно понимать, что я делаю и зачем я это делаю. То есть если я делаю упражнение - это не должно быть какое-то абстрактное упражнение, "делай и будет тебе счастье", а я должна знать, что оно развивает, какие органы задействованы, каким должен быть звук, какой у меня сейчас звук, что я должна сделать, чтобы достичь идеала и так далее.
Очень большую роль в процессе обучения занимает педагог, который знает твои слабые и сильные стороны и ведет тебя в нужном направлении, а также учит тебя правильно реагировать на маленькие победы и неудачи». (Мария)
«Сначала думаешь, что это результат. Но на самом деле сам процесс познавания своих новых возможностей очень увлекателен и не менее интересен, чем результат». (Марина)
«Понимание того, что на что влияет, как влияет и что от чего зависит». (Сергей)
«Результат». (Илья)
-Как педагог влияет на твои успехи?
«Невозможно описать влияние моего педагога несколькими словами. Когда есть полное взаимопонимание, когда есть чуткое, деликатное отношение педагога к ученику, к его успехам и временными неудачам, то влияние на успех максимальное. Очень важно иметь рядом не только высокий уровень профессиональной вокальной поддержки, но и психологической. Мне повезло, у меня всё это есть! Самый безжалостный критик – собственный внутренний голос. И когда не получается его обуздать, вступает мой прекрасный педагог и не позволяет отчаяться, бросить все на полпути, а воодушевляет на новые свершения! И это здорово!!!» (Марина)
«Мне очень повезло. Мой педагог Варвара серьезно мной занимается, и под её руководством я уже многого добилась. С ней я чувствую себя комфортно и могу развиваться в своем темпе и направлении. Если у меня что-то не получается, мы планомерно над этим работаем и со временем начинает получаться. Меня не устрашают тем, что "ты должна долго и упорно работать, иначе эффекта не будет". Я просто знаю, что меньше буду работать - хуже будет результат, но он будет, и каждый наш урок - это еще один маленький шаг вперед на пути к музыкальным победа». (Мария)
«Старается всё доступно объяснить разными способами: метафоры, сравнения, показывает на своём примере. Может заставить лечь на коврик для того, чтобы лучше прочувствовать особенности вокального аппарата. Если педагогу нравится песня, он под неё танцует». (Владилена)
«Я наконец начал отличать одно от другого, понимать и чувствовать разницу в манере исполнения и подаче звука, и от чего она зависит». (Сергей)
-Каких результатов ты ожидал и что получил?
«Я ожидала, что научусь владеть своим вокальным аппаратом так, чтобы петь песни, которые я люблю. Сейчас я занимаюсь уже около 7-8 месяцев и уже постепенно начинаю петь красиво. Работы ещё непочатый край! И с базой, и с более продвинутыми вокальными приёмами. Когда ты занимаешься вокалом, чем дольше занимаешься, тем больше ты понимаешь, как ты мал и ничтожен. Ты начинаешь погружаться и осознаешь, сколько ещё неизведанного, неизученного, непрощупанного и с теоретической, и с практической точки зрения. И от этого становится еще интересней и появляются дополнительные стимулы и цели!» (Мария)
«Я не ожидал каких-то конкретных результатов и это была моя ошибка, нужно было ставить конкретную задачу. Меня не устраивало дрожание в голосе, я теперь понимаю, что это с диафрагмой и с ложниками связано, и теперь я понимаю, чему следует уделить внимание и что развивать, какие упражнения делать». (Сергей)
«Для того небольшого количества уроков, которые прошли, я получила гораздо больше, чем могла предположить. Вокальные успехи есть, здесь я больше ориентируюсь на мнение моего педагога, но сама тоже ощущаю, что уже что-то получается! Но, помимо этого, чувствуется, как постепенно отступают психологические зажимы, которые крепко засели в голове, появление некоторой уверенности, которой не хватает в повседневной жизни». (Марина)
«Ожидала, что стану петь лучше, но не знала, что это будет проще, чем окажется на первый взгляд. Сейчас я лучше понимаю свой вокальный аппарат, лучше контролирую дыхание. Главное достижение - научилась петь расслаблено, теперь остаётся работать над техниками». (Владилена)
«Сложно сказать. Несмотря на то, что музыку я всегда любил, ей никогда не занимался. Поэтому каких-то четких критериев не было, скорее субъективные. Наверное, хотелось, что мне и окружающим был заметен результат: изменения в голосе, красоте пения». (Илья)
-Какое место в жизни для тебя занимает вокал и музыка?
«Музыкой я занимаюсь с пяти лет, вокалом когда-то занималась в хоре, сейчас с преподавателем. Я бы сказала, что музыка всегда со мной. Это большая часть меня и моей жизни». (Мария)
«Чувствую, что вокал и музыка начинают занимать все более ощутимое место в моей жизни. Ожидаю каждого занятия с нетерпением! После занятий поднимается настроение, ощущается прилив энергии и положительных эмоций. И любые трудности становятся по плечу!» (Марина)
«Не знаю, как выразить. Почти постоянно в плеере играет музыка, пою, так сказать, когда душа попросит :)» (Илья)
«Не такое важное как хотелось бы, но я буду дальше заниматься, чтобы не ударить в грязь на рок-джемах, рокнмобах и на наших отчётниках, конечно!» (Владилена)
«Пока второстепенное, отсюда и посредственный результат, следует больше заниматься дома». (Сергей)
-Как часто ты занимаешься сам?
«Выполняю каждый день хотя бы один раз минимум упражнений. Но бывает и два раза в день - утро/вечер, и даже три раза - утро/день/вечер. Хотя, к ночи все больше и больше хочется распеваться, но стены тонкие, соседи не поймут…» (Марина)
«Последнее время занимаюсь часто. Вокальные упражнения делаю несколько раз в неделю, пою под настроение, плюс игра на инструменте, но вокал с инструментом пока не совмещала». (Мария)
«Всё чаще и чаще, например, даже сейчас :) нравится разбирать песню самой, а потом делиться результатом с преподавателем и обмениваться мнениями». (Владилена)
«Сам не занимаюсь, в этом и есть проблема». (Сергей)
«Вот так, чтобы прям делать упражнения - почти никогда :(» (Илья)
-Что ты считаешь главной своей целью в музыкальной сфере?
«Выступление на одной сцене с Sia и Adele! Шутка! Хотя... Цель определяют возможности. Я хочу познать свои возможности максимально. А также обрести свободу и раскрепощение от всех психологических зажимов, созданных за свою жизнь». (Марина)
«Получать удовольствие от результатов и процесса!» (Илья)
«Выступать, дарить людям музыку, эмоции, наслаждение моментом!» (Мария)
«Возможно, когда-то вы услышите мой вокальный проект, но это неточно :)» (Владилена)
«Раскрыть потенциал своего голоса, научиться им владеть, наконец». (Сергей)
Вот так люди из разных сфер деятельности, нашли общее увлечение для себя. Все они любят музыку и хотят заниматься. Кому-то из них было трудно пойти на этот шаг, но переступив через свои сомнения они поняли, что нет невозможного.
Хочу сказать спасибо своим ученикам, ведь не только я их обучаю, для меня педагогическая практика оказалась очень интересным и полезным опытом, который приносит большую пользу в моём музыкальном развитии. Мне всё больше нравится помогать остальным научиться петь. Каждую задачу я принимаю как вызов и очень радуюсь, когда вижу наглядные результаты. Каждой победе своего ученика я радуюсь как своей.
Дальше будет только интереснее, ведь с каждым днём растёт и ученик и педагог.
Автор статьи - Педагог Voice Technica Варвара и её ученики.