Найти тему
Personality

"У меня хватило ума глупо прожить свою жизнь". Непростая судьба Фаины Раневской

Оглавление

Когда ей звонили надоедливые люди она посреди разговора вдруг говорила: "Извините, не могу больше разговаривать-я звоню из автомата, здесь такая очередь!" Неподражаемая Фаина Раневская. Великая и одинокая. Кажется, что она родилась не свое время. Она восхищала своим чувством юмора, ненавидела славу, интриги и сплетни.

Детство

Она родилась в Таганроге в 1896 году в большой еврейской семье. Ее отец Гирши Фельдман был состоятельным промышленником и мог позволить себе возить семью на отдых в Австрию и Швейцарию. У отца был твердый сильный характер, а у ее матери мягкий и нежный. Фаина обожала мать и боялась отца. Но любимицей в семье была ее старшая сестра - Изабелла. Фаина ей завидовала и терпеть не могла домашние праздники, на которые Изабеллу наряжали в роскошные платья, и она "делалась еще красивее". Однажды Фаина вместе с братом решилась убежать из дома, но план не сработал- их поймал городовой и дома их с братом выпороли как "подобает за серьезные проступки".

Фаина Раневская с братом, фото из открытых источников
Фаина Раневская с братом, фото из открытых источников

В детстве Фаина была маленькой артисткой. Сколько Раневская себя помнила, она всегда кого-нибудь изображала. То сигарку закручивала и ругалась как дворник, то клянчила деньги как нищенка, то ковыляла как старуха-богомолка. Она обожала читать и читала все, что попадалось ей под руку. А вот считать ненавидела и самой большой для нее пыткой- были уроки арифметики.

Фаина Раневская (справа) с сестрой, фото из открытых источников
Фаина Раневская (справа) с сестрой, фото из открытых источников

В своих интервью, она говорила, что считать так и не научилась, поэтому всю жизнь жила без денег. В юности её кумиром была актриса художественного театра- Алиса Коонен, поэтому, окончив гимназию в 1915 году, Фаина решила идти на сцену. Родители были категорически против, но Фаина настояла и была изгнана из семьи.

Приехав в Москву, она так волновалась на вступительных экзаменах, что, в итоге, ее никуда не взяли. Узнав, что дочь совсем одна в чужом городе и голодает- её отец прислал ей денег. Она забрала перевод на почте вышла на улицу, но порыв ветра унес её деньги. Она расстроилась и печально произнесла: "Как жаль-улетели", а один из ее друзей ответил: "Невероятно, просто "Вишневый сад" какой-то. Так могла поступить только Раневская!" И Фаина Фельдман стала Фаиной Раневской.

Скитания

Фаина начала играть в массовках. Вскоре она познакомилась со звездой Большого театра - балериной Татьяной Гельцер. Она не только ввела ее в высшее общество, но и познакомила со всей Москвой: Маяковский, Цветаева, Вертинский, Мандельштам, Шаляпин, Станиславский. Она стала проводить в театре МХАТ практически каждый вечер. Она просто обожала Станиславского.

Фаина Раневская в молодости, фото из открытых источников
Фаина Раневская в молодости, фото из открытых источников

Затем Раневская уехала из Москвы, объездила всю страну, играла в разных театральных труппах. В 1917 году она узнала, что ее родные эмигрировали в Турцию на собственном пароходе "Святой Николай".

В Ростове -на -Дону Фаина встретила актрису- Павлу Леонтьеву Вульф, которая стала для нее семьей. Она научила ее понимать и слушать музыку, природу, привила любовь к Пушкину. Когда через 45 лет Вульф ушла в мир иной, Раневская чуть не последовала за ней и всю жизнь тосковала по ней. Повторяя, что никто не любил ее кроме Вульф.

Фаина Раневская и Павла Вульф с внуком, фото из окрытых источников
Фаина Раневская и Павла Вульф с внуком, фото из окрытых источников

В первые годы после революции они жили в Крыму, в монастыре, голодали. В 1924 году, в разгар нэпа, Раневская вместе с семьей Вульф вернулась в Москву. Она очень хотела попасть во МХАТ. Ее познакомили с Владимиром Немировичем-Данченко, но тот счел ее сумасшедшей и не захотел работать с ней. Вскоре Раневская уехала в Баку. Там текла неспешная жизнь и было тепло как в родном Таганроге. Потом были Гомель, Смоленск, Архангельск, Сталинград и снова Москва. Там она играла в Камерном театре Режиссера Александра Таирова. Когда в 1949 году театр закрыли, у Раевской началась депрессия.

Волшебный мир кино

В 30-е годы она начала сниматься в кино, несмотря на то, что кинематограф не любила. Ее первой картиной была "Пышка". Сниматься и играть в театре было очень тяжело, но она не теряла присутствия духа и своего знаменитого чувства юмора. Однажды глядя на глубокое декольте Галины Сергеевой, исполнительницы главной роли, Раневская басом сказала:" Не имей сто рублей, а имей двух грудей".

Фаина Раневская, фото из открытых источников
Фаина Раневская, фото из открытых источников

Часто ее приглашали на роли, у которых даже не было текста- режиссеры просили ее импровизировать. На съемках фильма "Дума про казака Голоту" Раневская играла попадью. Режиссер поставил перед ней клетку с птичками и сказал: "Говорите все, что придет Вам в голову". И она стала говорить птичкам: "Рыбки мои дорогие, вы все прыгаете и прыгаете-покоя себе не даете". Перед самой войной Раневская сыграла в фильме "Мечта" в трагикомичной роли Розы Скороход. Премьера была назначена на 6 июля 1941 года, но началась война...всем было не до кино.

Фаина Раневская, Фильм "Подкидыш", 1939 год
Фаина Раневская, Фильм "Подкидыш", 1939 год

Однако фильм произвел колоссальное впечатление в Америке на просмотре в посольстве, где присутствовали Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Теодор Драйзер, Поль Робсон, Михаил Чехов. Розой Скороход восхищался президент Рузвельт, но Раневская ничего об этом не знала.

Войну она провела в эвакуации в Ташкенте, с семьей Павлы Вульф, у которой родился внук Алеша. Фаина обожала его как родного. Он называл ее Фуфой. В Ташкенте она подружилась с Анной Ахматовой и преклонялась перед ней, называя провидицей и ведьмой. А Ахматова говорила ей: "Мадам, Вам 11 лет и никогда не будет 12".

В 1943 году Раневская вернулась в Москву.

"У меня хватило ума глупо прожить свою жизнь"

Несмотря на то, что у Раневской не было ни одной главной роли, она была великой актрисой. Она умела заставить зрителя и плакать, и смеяться. У ее таланта не было границ. Она могла сделать шедевр из одной сцены.

Ее роли Маргариты Львовны из "Весны", Леля из "Подкидыша", таперши из "Александра Пархоменко" помнят и любят до сих пор. Ее фразы "Крошки мои, за мной!", "Красота-это страшная сила" и "Муля, не нервируй меня"- цитировали на каждом углу. Когда Брежнев, вручая ей в Кремле орден Ленина, сказал: "Муля, не нервируй меня", Раневская ответила: "Леонид Ильич, ко мне так обращаются мальчишки или хулиганы". Брежнев покраснел и сказал: "Извините, просто я Вас очень люблю".

Она не любила славу. Не терпела плохих актеров, не вписывалась в рамки театрального коллектива с его интригами и сплетнями. В одном из интервью её спросили, почему она так часто меняла театры, на что она ответила: "Искала святое искусство"- "Ну и что, нашли?"- "Да, в Третьяковской Галерее".

Фаина Раневская и ее собака Мальчик, фото из окрытых источников
Фаина Раневская и ее собака Мальчик, фото из окрытых источников

Личную жизнь Раневской обсуждать как-то не принято. Она никогда не была замужем, не крутила романов. Поговаривали, что она нетрадиционной сексуальной ориентации, но об этом никто ничего не знал. Раневская была одинока: "У меня хватило ума глупо прожить жизнь. Живу только собою". Единственный кто скрасил её жизнь- пёс по кличке Мальчик, весь покалеченный выброшенный хозяевами на улицу. Его подобрала Раневская и любила всей душой, даже на спектакли с собой брала.

Она ушла в 87 лет, 20 июля 1984 года. В конце жизни она говорила:

"Жизнь моя...Прожила около, всё не удавалось. Как рыжий у ковра. В общем, жизнь прошла и не поклонилась, как сердитая соседка".

Через несколько лет на камне у ее могилы кто-то прикрепил чугунную собаку, положившую голову на лапы. Грустную и одинокую. Как великая Раневская.

Спасибо, что были с нами, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, впереди много интересного.