Возможно, вы слышали такое выражение. Этот приём описан ещё в 70-х годах прошлого века и называется "обезьяна на спине" (прямая калька английского выражения "monkey on a back"). Вкратце его суть в следующем.
Обезьяна - это визуализация проблемы. Предположим, что сотрудник обратился к своему руководителю с просьбой содействовать в решении рабочего вопроса, но сам не предложил возможные варианты решения. Если руководитель сказал «ок» и не предпринял ответный ход, значит, сотрудник ловко "пересадил" обезьяну ему на спину. Там она и останется. Если руководитель ответит сотруднику, что он ждёт от него варианты решения проблемы для дальнейшего совместного обсуждения, то обезьяна "остаётся" у сотрудника.
На тренингах с нами отрабатывали подобные ситуации с использованием мягкой игрушки-обезьянки для лучшей наглядности. Это можно также сравнить с игрой в теннис - перебрасывание мяча. Вариантов "переброски" обезьян существует великое множество, невзирая на статусы сотрудников и "табель о рангах". Однако и грамотный менеджер и опытный специалист должны стремиться одновременно "ликвидировать" чужих обезьян, сидящих у них на спинах, а своих наоборот вовремя кормить и выпасать.