Повседневные сложные и стрессовые ситуации в реальной жизни могут настолько перегружать мозг человека, что он уже не в состоянии точно оценить ситуацию и продолжает действовать иррационально или применять стратегии.
Анализ безопасности показывает, что такое проникающее поведение проявляется операторами во многих критических областях, что может привести к потенциально смертельным инцидентам.
Есть нейровизуализации свидетельств изменений в здоровом функционировании мозга, когда занимается неадаптивным поведением, которые сходны с дефицитом исполнительной власти, такие как настойчивость показана у пациентов с поражением мозга.
Операторы критически важных систем (например, самолет, беспилотный летательный аппарат, атомная электростанция) подвержены воздействию многочисленных факторов, которые, как известно, ухудшают когнитивные способности человека (например, перегрузки, усталость, эмоциональные стрессы), а также сталкиваются с внешними отвлечениями и перебоями, которые могут еще больше снизить осведомленность о ситуации.
Такая сложная деятельность требует адаптивного поведения в динамичных и неопределенных ситуациях, однако анализ безопасности показывает, что даже самые опытные операторы могут продолжать действовать неподходящим образом, когда они перегружены неожиданными событиями.
В большинстве этих сильно деградировавших, но часто восстанавливаемых ситуаций операторы не могут понять ситуацию и продолжают вести себя ошибочно, несмотря на наличие множества визуальных/звуковых сигналов, которые должны спровоцировать изменение стратегии.
Такое поведение, при котором операторы принимают решения без переоценки того, являются ли они правильными - даже перед лицом информации, прямо противоречащей их решению, - было придумано настойчиво.
Такое отсутствие умственной гибкости наблюдается у пациентов с диссептическими расстройствами в клинической области, но в данной работе мы стремимся предоставить целостный отчет о настойчивости, чтобы помочь нам улучшить наше понимание сбоев в работе человека в реальном мире.
В нейропсихологической области понятие настойчивости означает продолжение или повторение действия или стратегии после прекращения действия первоначального стимула или цели и в той степени, в какой эта деятельность больше не является оптимальной или актуальной для решения поставленной задачи.
Были определены три категории настойчивости: повторяющаяся, непрерывная и, что наиболее актуально для текущего фокуса человеческого фактора, застрявшая в установке настойчивость. Оно определяется как ненадлежащее поддержание текущей категории или структуры и рассматривается как процессный дефицит в функционировании исполнительной власти.
Эта неспособность перейти от представления к стратегии, наблюдаемая у пациентов, обычно оценивается с помощью теста сортировки карт Висконсина, согласно которому карты должны быть отсортированы в соответствии с неявными правилами, которые меняются со временем.
Эта способность адаптировать стратегию в соответствии с изменяющимися обстоятельствами имеет важное значение в повседневной жизни, особенно для операторов динамических и сложных критических систем.
Была установлена корреляция между общим количеством ошибок (включая повторяющиеся ошибки) и ошибочным решением пилота продолжить посадку в плохую погоду.
Исследования в области когнитивной психологии, когнитивной нейронауки и социальной психологии выявили определенные предварительные условия, которые могут привести здоровых людей к жесткой реализации их первоначальной цели, даже если она кажется неадаптивной.
Одним из основных объяснений этому явлению является то, что любое вмешательство в текущую деятельность может вызвать чувство потери, которое приводит к увеличению физиологического возбуждения и префронтальной активности, что служит для концентрации внимания на достижении цели.
Этот фокус способствует сфокусированности на первоначальной цели - исключении других жизнеспособных альтернатив. Считается, что вероятность такого рода человеческих ошибок повышается несколькими факторами, включая высокий спрос на выполнение задач, время выполнения задачи.
Эти предварительные условия являются эндемическими в рабочих условиях критически важных систем, которые аналогичны многозадачности, нехватке времени, эмоциональному стрессу и, в некоторых случаях, при стимуляции (например, надзорный мониторинг/бдительность, например, контроль воздушного движения), что делает эти задачи особенно уязвимыми для повторяющихся ошибок.
Более глубокое понимание нейронной основы настойчивости могло бы послужить основой для разработки стратегий или систем поддержки, которые могли бы помочь смягчить последствия человеческих ошибок этого класса.
Несмотря на развитие технологий автоматизации различных аспектов рабочей среды и избежания ошибок операторов, основной особенностью многих реальных катастрофических событий в мире остается человеческий фактор, и в частности хроническая ошибка.
В области медицины Бромили описал, как его жена умерла после обычной операции: во время анестезии медицинский персонал столкнулся с ситуацией не может интубировать, не может вентилировать, когда он пытался интубировать пациента.
Хотя решение этой ситуации (трахеотомия) существует, команда игнорировала ее и продолжала неудачные попытки интубирования в течение 35 минут до отказа от процедуры, после чего пациентка не могла восстановиться. Эти драматические события не являются специфическими для этих областей, и такое критическое сохранение неприемлемого поведения имело место в атомной энергетике (например, на трехмильном острове, Чернобыле), в аэрокосмической области и наблюдалось у анестезиологов, водители, торговцы, военно-морские операторы, операторы наблюдения и мониторинга и спортсмены в экстремальных видах спорта.
Повсеместное распространение такого поведения в различных областях ставит вопрос о том, как высококвалифицированный персонал может оказаться в ловушке и не реагировать должным образом, несмотря на то, что ему предлагаются подсказки, которые должны побуждать к альтернативному курсу действий.
Существование в основе этих реальных инцидентов персевераторного поведения подтверждает мысль о том, что факторы окружающей среды могут вызывать нарушения исполнительного и внимательного контроля в здоровых операторах, что приводит к дефицитам, аналогичным наблюдаемым у пациентов с поражениями мозга. Граница между нормальной и патологической когнитивной деятельностью может быть преодолена здоровым человеком в зависимости от его/ее положения вдоль когнитивного континуума.