Найти тему

«Бывали ли вы на органном концерте?»

«Орган – поистине самый великий, самый смелый, самый великолепный из всех музыкальных инструментов, созданных человеческим гением.

Это целый оркестр, от которого искусная рука может добиться всего».

                               (Оноре де Бальзак)

Приблизив лицо к зеркалу, поправила волосы. Остановилась перед зеркалом, просто чтобы привести себя в порядок после весьма насыщенного рабочего дня. Все-таки иду на концерт. И вдруг мне открылось, даже грустно улыбнулась при этой мысли, что время сжигает меня на медленном огне, разрушает исподволь.

- Ты сегодня уходишь вовремя? – Шутливо спросила коллега. Ведь мы уже привыкли, что рабочий день пролонгирован на неопределенное время. Ненормированный график офисных работников – общая проблема нашего времени, работодателя. Трудоголизм превратился в настоящую эпидемию. Кстати, в России едва ли не самый длинный в мире рабочий день.

- Да. Иду на концерт. – Ответив, сама, еще раз, обрадовалась столь замечательному поводу соблюсти временные рамки трудового кодекса и переключиться на «жизнь».

   Времени достаточно, чтобы не торопясь доехать до Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Наташа собиралась подъехать после начала концерта. У меня времени будет достаточно, чтобы присесть на банкетку в фойе, закрыть глаза, не думать ни о чем. Дать себе роздых. Дать ослабнуть напряжению дня.

 Тем временем уже иду по бульвару и представляю, когда Наташа придет, улыбнусь ей и скажу: - «Мы вырвались из всеобщей занятости и суеты!».

Пасмурно по-осеннему. Темнеет, бульвар затих, однако прохожие встречаются на пути. Вопреки всему, вдруг темный бульвар показался мне угрожающе унылым, а я в нем одинокой фигурой. Ускорила шаг. Прочь от таких мыслей навстречу новому. Сегодня, во всяком случае, исполняется моя маленькая мечта – услышать “живой” орган.

   Концерт уже начался, когда подошла Наташа. В полумраке зала я увидела ее лицо, улыбку. Шепотом она произнесла:

- Привет. Рада тебя видеть.

- Я тоже. Присядь.

Она села возле меня, и мы устремили свой взгляд, все внимание на сцену. Перед выступлением органа нам рассказывали о нем, подкрепляя слова интересными документальными историческими сюжетами. А затем солировал и сам инструмент.  

***

     Увидеть орган – испытать восторг. Проникнуться желанием понять, познать природу его бытия, звучания.

Уникальный инструмент Большого зала МГК имени П.И. Чайковского, созданный в 1899г. Аристид Кавайе – Коллем и установленный в 1901г., зазвучал снова, впервые после реставрации, в декабре 2016г.

Известно, что в революционное время 1917г., в тот период в органе хранили оружие, и в тягостное время Великой Отечественной войны, в годы которой в консерватории размещался Виленский госпиталь, инструмент был существенно поврежден. При этом все исторические детали были сохранены, а поврежденные или недостающие – восстановлены.

Группа труб, издающая звуки под мощным потоком воздуха, объединяются в регистры, которые включаются с пульта (многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали). По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс – простейшую тростниковую флейту Пана и вавилонскую волынку.

   Этот необычный инструмент обладает мощным звучанием: он может низвергнуть потоки звуков необычной мощи, может издавать и шаловливую последовательность тональностей, напоминающую игру на флейте, а может звучать торжественно или настраивать на размышления. Его звуки приводят в порядок ум.

Недаром его еще называют «Королем музыки».

    

   Музыка органа не может не оставить своего отпечатка в душе человека. Во время прослушивания той или иной мелодии можно почувствовать, что ход мыслей меняется. Наряду с этим мы не задумываемся о влиянии органных ритмов на наш внутренний мир. В то время как еще наши предки знали, что с помощью музыки можно услышать радость, успокоить печаль, смягчить боль. К тому же в древние времена отличали направления по которым музыка оказывает воздействие на: 1. Физическое тело, 2. Духовное состояние, 3. Интеллект. И даже лечили от душевных переживаний и тоски в специальном музыкально-медицинском центре (I в. до н.э., в Парфии). И уверена, знаете, что академик В.М. Бехтерев (известный психоневролог) научно доказал благотворное влияние музыки практически на все процессы жизнедеятельности.

   Думаю, что орган больше инструмент церковный. В стенах Храмов Европы звучание инструмента наполняется особым, сокральным смыслом, особыми красками. Ведь в Храме особая аура, которая преображает не только звучание инструмента, но и восприятие музыки. Принимая во внимание, что значительная часть органной музыки написана для выражения религиозных чувств. Отсюда ощущение, что это обращение к высшим сферам, к Богу.

***   

    Антракт. Мы вышли из зала. В фойе партера ведут две широкие лестницы, здесь можно увидеть витраж с изображением девы-мученицы Святой Цецилии, которая с XVI века считается покровительницей церковной музыки. К сожалению, в октябре 1941г. взрывная волна немецкой авиабомбы уничтожила оригинал витража. К счастью витраж был воссоздан, но лишь спустя 70 лет.

  Это в наше время технологии остекления достигли таких высот, что окно может практически любого размера, формы и цвета. Тогда как нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж. Ведь это не только возможность разнообразить практически любой интерьер, но и отдельный вид искусства. Причем, исторически витражи имели религиозную направленность, широко использовались для украшения церквей и храмов, для создания религиозных образов.

«Мне витражи, пылавшие веками в провалах стен, дано, словно в награду, из ниши взять и ощутить руками как бы свинца тяжёлую прохладу»                                                                                         (Рудольф Хенц)

  Рядом с таким чудным произведением монументального искусства из цветного стекла мы и остановились. Любуясь. К нам приближалась семейная пара, которая разместилась на концерте недалеко от нас. Их прелестная дочурка занимается музыкой по классу фортепиано и увидев своего преподавателя в фойе, в толпе зрителей, словно маленькая бабочка упорхнула к ней.

Родители были довольны успехами дочери. Мы обменялись несколькими общими фразами. И перешли к обсуждению концерта:

- В следующем акте мы услышим дуэт органа и саксофона, произведения Жана Лангле «Мирная песнь» и «Радостная песнь» из цикла «Девять пьес для органа» - с упоением рассказывала наша собеседница. Мы с Наташей заинтересованно внимали каждому ее слову. Она продолжала:

- Также будут представлены произведения Иоганна Себастьяна Баха. Например, «Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552».

-  О чём и что это значит? - почти в один голос спросили мы.

- О, это «Английские» сюиты Баха. Часто на концертах играют прелюдию для органа («Святая Анна») - вступительную инструментальную пьесу, написанную в свободной композиционной форме. Увлеклась. – Смутилась наша рассказчица. И к нашей радости продолжила:

- А вы знаете, что музыку Баха при его жизни считали слишком ученой?

- Нет. Почему?

- Насколько мне известно, музыку Баха его современники не слишком понимали. До сих пор считается, что в ней есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее. Сам Бах отличался глубоким смирением и никогда не думал о себе высоко. Он был протестантом и очень верующим человеком, считал, что будет писать музыку «во славу Господа». Вместе с тем, он любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в какой-нибудь захолустной церкви. Получив разрешение сыграть на органе, великий композитор садился за инструмент и начинал играть. Надо сказать, что присутствующие в церкви бывали настолько поражены игрой, что в испуге убегали из Храма, вообразив, что за пультом не человек.

Интересно.

Однако звонок возвестил о начале второго акта.

***

  После работы и в том серьезном настроении, в котором находились я и Наташа, все это было удивительно нам. Я оглянулась вокруг себя, на лица зрителей. Все лица, как мне показалось, были задумчивы и внимательны к тому, что происходило на сцене, выражали восхищение. Постепенно я начинала приходить в давно не испытанное состояние опьянения. А на сцене переливались ноты органа и саксофона. Существует мнение, что это полярно противоположные инструменты, которые сложно представить звучащими в ансамбле. Орган имеет историю в несколько тысячелетий, а саксофон – один из самых молодых инструментов, появившихся в середине XIX века. «Король музыки» ассоциируется в основном с церковным духовным началом; саксофон же напротив, нередко связывают с джазовой и эстрадной музыкой. Однако, вопреки ожиданиям, звуки так сливаются, что становится непонятным где кончается саксофон и начинается орган.

Оказалось, что между собой они сочетаются очень гармонично. Порой даже кажется, что музыка рождается из ничего.

  Ноты органа и саксофона затихли и все в зале стали хлопать и кричать «Браво». А музыканты на сцене, которые заставили в унисон звучать столь разные инструменты, стали, улыбаясь, кланяться.

  Объявили следующее выступление – орган и хор. Справа и слева на сцену вышли много молодых людей. Сначала девушки в черных элегантных платьях, затем молодые люди в черных костюмах. Раздались первые ноты органа. В то же время, по повиновению руки хормейстера запел и хор, передавая нам силой голоса те смысл и чувства, то идейное содержание, которые заложены в произведение, усиленные низкими частотами инструмента.

   Напоследок на нас, несомненно, произвело впечатление выступление танцевального ансамбля под аккомпанемент органа. Под произведение Генделя словно попадаешь в прошлое, в Англию средних веков. Становясь невольным созерцателем британских придворных танцев и хороводов. Для эпохи средневековья было весьма характерно острое чувство страха смерти. Поэтому, как нам показалось, стиль британского танца того времени так гармонично сочетается с глубокими, низкими, словно из другого мироздания нотами органа.

***

 После окончания концерта мы, обновленные, одухотворенные и отдохнувшие вышли на улицу. Был приятен ещё теплый осенний воздух. Все располагало к тому, чтобы завершить этот замечательный вечер в уютном кафе. За чашечкой чая или ароматного кофе поговорить. Чай и пирожные были, конечно, роскошью, но стоит ли жить, если жизнь лишена таких милых удовольствий. А в компании друга, за приятной и участливой беседой – это еще и пища для души. У Наташи тоже сложная жизнь и мне хотелось, чтобы она непременно отдохнула. Чтобы на какое-то время забыла все, кроме того, что жизнь готова приподнять для нее краешек таинственной завесы и показать свои чудеса.

  Представьте, что вы сидите в уютном заведении. Приятно и ненавязчиво пахнет немного корицей, немного свежесмолотым кофе, еще слегка ощутим аромат выпечки. В тоже время тихий голос других посетителей немного умиротворяет. Поэтому мы наслаждались беседой около получаса.

«И научишься наслаждаться беседой, а поэтому научишься и молчать.» (М.Павич)

Эпилог.

  Ну, вот и всё. Спешила домой. Улицы, как всегда в такой поздний час, были залиты потоком света: фонари и неоновые огни подсветок зданий сияли, напоминая грядущее рождественское настроение.

Глаза мои блестели, на щеках горел румянец, возвещавший близкий расцвет жизни, настоящей жизни.

Желаю и вам посещать интересные концерты и духовной подпитки.

И.Павлова.

--------------

Дорогие читатели, если вам понравился рассказ, поставьте лайк/ пишите комментарий. Или подписывайтесь на канал. Это позволит существовать каналу для публикации вам нового, интересного. Так устроен алгоритм Дзен.