Найти тему

«Лето» Серебренникова

Предыстория
Фильм «Лето», пожалуй, является самой обсуждаемой российской картиной этого года. От части из-за скандалов вокруг режиссера Кирилла Серебренникова. Но сейчас не об этом. Само название фильма ни чем конкретном не говорит, поэтому я решил узнать, про что этот фильм. Все источники говорили о том, что это первый игровой фильм про Виктора Цоя. Но мнения касательно этой ленты расходились: часть людей утверждала, что это лживый фильм опального режиссера, ссылаясь на слова Бориса Гребенщикова и Алексея Рыбина, другие же говорили, что это один из самых значимых фильмов 2018 года. Мне же самому захотелось создать свое впечатление о «Лете», поэтому я прекратил поиски информации о фильме и лишь посмотрел один отрывок, который убедил меня хотя бы сходить на фильм.

https://www.youtube.com/watch?v=LNE2lZDsfy0

Voices и Антон Долин
Во время основного российского проката «Лето» мне посмотреть не удалось (из-за сессии и из-за того, что его показывали в одном кинотеатре одним сеансом в день). Но у меня появился второй шанс посмотреть этот фильм на большом (самом большом в Вологде) экране на фестивале Voices (о нем отдельный разговор), при том не только посмотреть, но и послушать комментарии со-продюсера Шарля Чехова и одного из самых известных российских кинокритиков Антона Долина.

Юрий Сапрыкин, мой коллега гениально это сформулировал. Это самая неожиданная версия истории Моцарта и Сальери. Версия, в которой Сальери оказался более хорошим человеком, чем Моцарт.
     Антон Долин и директор кинофестиваля Voices Игорь Лысенко на показе фильма «Лето»
Антон Долин и директор кинофестиваля Voices Игорь Лысенко на показе фильма «Лето»

Собственно, эту фразу Антона Долина я выкинул из памяти практически сразу, как начался сеанс, но после того, как прозвучала финальная песня в титрах, я вспомнил ее. И это так. «Лето» действительно выглядит, как новый взгляд на историю гениального ученика и его опытного наставника. Но при этом не стоит забывать, что это художественный игровой, а не документальный фильм.

Собственно о фильме (осторожно, спойлеры)
О чем этот фильм? Сложно сказать определенно. Пожалуй, что о свободе. О том порыве души, который не терпит никаких рамок, но все равно живет в них. Это видно даже в обстановке, в которой живут герои фильма: они ютятся по коммуналкам и тесным пространствам, но первая встреча Виктора Цоя и Майка Науменко происходит у воды, на большом пляже, метафоричное место их творческий стремлений.
Хоть везде и утверждали, что фильм «Лето» про Виктора Цоя, а в первых трейлерах название было выполнено в стилистике группы «Кино», я не соглашусь с этим. Его персонаж не раскрыт в должной степени. Зрителям показан по-детски наивный жаждущий свободы музыкант. Интересно, что в фильме Цоя играют 4 человека, но в кадре мы видим только Тео Ю (остальные актеры и музыканты заняты в озвучке). Пожалуй, это беспрецедентный случай не только для российского, но и для мирового кинематографа.
Главной фигурой в этом фильме для меня стал Майк Науменко, прекрасно сыгранный Ромой Зверем. Его персонаж раскрыт гораздо сильнее. Рок-музыкант, добившийся успеха в своем городе, мечтающий стать рок звездой, но находящийся в стагнации. Все, что он может, это переводить заграничные песни и перерисовывать обложки пластинок. Неожиданно он знакомится с очень талантливым молодым человеком Витей. Майк хочет помочь ему.

Но Науменко стал замечать, что с приходом в его существование Вити, его личная жизнь потихоньку начинает разрушаться: творческий застой никуда не делся, жена влюбляется в нового друга, а в душе появляется зависть. Даже ребенок Майка больше тянется к Вите, чем к отцу.
Майк чувствует, что если он начнет выправлять свою жизнь, то жизнь Вити пойдет под откос, и мир, ну или по крайней мере страна, потеряет замечательного музыканта. Поэтому Науменко всячески помогает Цою, жертвуя собой.
Говорить про Наташу Науменко я ничего не буду, так как слабо разбираюсь в женских персонажах.
Про талантливую игру актеров и прекрасную операторскую работу хочется сказать очень много, но слова не подбираются, так что остановимся на том, что все было великолепно. Некоторые сцены я готов пересматривать до бесконечности (особенно сцену в электричке).
Все композиции саундтреков исполнены самими актерами, и иногда звучат даже лучше оригиналов.
Хочу ли я еще раз сходить на «Лето»? Конечно!

Скептик
Самой загадочной, пожалуй не только для меня, была личность персонажа, который зовется в титрах Скептиком. Странный человек, появляющийся где-то на заднем плане в переломные моменты сюжета и взрывающий реальность героев. У этого персонажа нет истории, нет имени, нет места в этой жизни. Но сам он есть. До определенного момента его не существует, но вдруг он оказывается сидящим рядом с главными героями. Это тот персонаж, который может общаться со зрителями.У меня есть несколько версий, кто или что это может быть:

1. и самая, на мой взгляд, реалистичная — это дух времени. Существо, пропагандирующее мятеж и восстание против норм и правил
2. это воплощение режиссера, или если не его самого, то его мнения по поводу той, или иной ситуации. Этим объясняется то, что Скептик может общаться со зрителем
3. собственно искусственно введенный антагонист. Об этом может говорить его имя
4. самая нереалистичная, но имеющая место быть. Это оператор-хроникер, у которого когда-то случился моральный перелом. Дело в том, что это единственный человек в фильме следивший за всей историей и знавший ее достаточно хорошо. Плюс время от времени в картине появляются вставки из кино-хроники, снятой этим человеком и рядом с ней, как бы на полях появляются рисунки и тексты песен. Плюс каждое появление Скептика сопровождается рисованной дополненной реальностью, которую в то время можно было делать только на кинопленке.

Кто такой Скептик, пожалуй, знают только Кирилл Серебренников и Александр Кузнецов, исполнитель этой роли. Нам же остается только гадать, но

Каждое свое появление он ломает героев и молча кричит: «Этого не было!»

И действительно, ничего