Одной из самых загадочных в ХХ веке женщин была неотразимая Ольга Чехова, актриса театра и кино, которую считали едва ли не лучшим тайным агентом времен Второй мировой войны, - удачливым еще и потому, что эта сторона ее жизни так и не получила ни точного подтверждения, ни опровержения… Но существует версия, что именно она была одним из основных источников информации, позволившей советским спецслужбам во время знаменитой встречи глав государств антигитлеровской коалиции в Тегеране в 1943 году предотвратить покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля.
Подтверждений, как уже отмечено, нет. Сын Лаврентия Берии в мемуарах утверждал, что Ольга Чехова действительно была агентом. И именно по распоряжению его отца это никак не отображалось в документах. Лаврентий Павлович, по словам сына, считал, что самых ценных агентов нельзя проводить через аппарат, даже под псевдонимами. Во избежание утечки.
Но то, что после войны в оккупированном Берлине актриса была окружена заботой, хорошо известно. Комендант Берлина генерал-полковник Н. Э. Берзарин получил на сей счет особое распоряжение. Однако не только сугубо творческие люди интересовались судьбой актрисы. Вскоре Чехова была доставлена в Москву, с ней беседовал сам Меркулов, который помимо своей деятельности в спецслужбах имел склонность к написанию драматических произведений. Как известно, его перу принадлежали две пьесы. Первая была написана в 1927 году и повествовала о борьбе американских революционеров. Вторая, «Инженер Сергеев», была опубликована в 1941 году под псевдонимом Всеволод Рокк и посвящена подвигу рабочего, ушедшего на фронт. Эта пьеса успешно шла во многих советских театрах.
Меркулов и Ольга Чехова были знакомы давно – еще с 1940 года, со времен визита в Берлин советской делегации во главе с Молотовым. Английский историк Энтони Бивор в книге «Тайна Ольги Чеховой», подробно описывает, как произошла та встреча на обеде в советском посольстве. Гитлера на обеде не было, но присутствовали фон Риббентроп, рейхсмаршал Герман Геринг и Рудольф Гесс. «В какой-то момент, - пишет Бивор, - Ольгу Чехову отвели в сторону... и представили Меркулову…», которого британец именует на тот момент восходящей звездой большевистского режима.
Бивор переработал немало документов и мемуаров, однако ему пришлось признать, что либо роль Ольги Чеховой в делах разведывательных была не так значительна, либо очень хорошо замаскирована. Поэтому он вынужден оговориться, что без материалов НКВД невозможно с точностью сказать, принес ли этот источник информации много пользы Сталину. Иногда Бивор называет Чехову «просто выскочкой», но признает, что хотя документальных свидетельств ее работы на разведку у него нет, однако весьма красноречив тот факт, что Советская власть даже в суровые военные годы «из семьи Книппер не тронула никого». А после возвращения из Москвы актриса получила в подарок охраняемый НКВД особняк в берлинском Фридрихсхагене.