“- Приведи мне хотя бы один пример из жизни, когда богатый женился на бедной.
- Я приведу тебе сотню примеров! Тысячу! Вот эта... как её... Золушка!”
(эпизод из к/ф “Красотка”)
“Золушка” - любимая сказка каждой мечтательной девочки, а роман Джейн Остин, написанный явно “по мотивам” этой вечной истории, прекрасен тем, что доказывает: “необязательно быть доброй, знатной и красивой, чтобы охмурить принца”.
”Ага, как же!” - не согласились строгие мы.
“А вот так” -ответила Меган Маркл.
Но на самом деле роман, конечно, не об этом. То есть, с любовными линиями как раз всё понятно: добрые сёстры будут осчастливлены, злые сёстры останутся несчастливы, полный и безоговорочный хэппи-энд со свадебкой в традициях “лучших домов Лондона”. Но есть другие, более глубокие проблемы, о которых, больше чем полстолетия спустя, заговорит первая литературная эмансипэ - Жорж Санд, а пока осмеливается упоминать только Остин.
Бесправие женщин. Не в одном, а во всех её романах поднимается эта тема. Женщина полностью зависит от настроения мужчины, на попечении которого она находится. Отец, муж, старший, да и младший брат обладают правами, на фоне которых жизнь любой женщины сводится к существованию предмета обстановки. Отец не может завещать наследство родным дочерям, даже если никаких других детей у него нет. Дочери не могут вступить во владение поместьем, даже если родились в нём и прожили всю жизнь. Замуж, срочно замуж - или вся жизнь пройдёт в позорном статусе приживалки, и это ещё в лучшем случае!
Положение семьи Беннетов в этом смысле просто удручающее: в стремлении родить наследника они наплодили аж пятерых дочерей, а это значит, у каждой из них в пять раз меньше шансов “составить партию”, ибо у отца семейства карман не резиновый. И эта тема - богатого приданого либо его отсутствия - тоже больная тема для первых читательниц романов Остин. Лиззи повезло - её разглядели, в неё влюбились и на ней женились не “потому что”, а “вопреки”; как сложилось бы дело, если бы Джейн Остин писала не любовный роман, а, к примеру, реалистическую прозу, каждый может додумать сам.
Роман “Гордость и предубеждение” написан в 1813 году, королева Виктория начнёт править Великобританией только через четверть века. а на сцену, взамен по-французски легкомысленным дамочкам уже тихой поступью выходит героиня нового времени - сдержанная, начитанная не-красавица, но умница. Так постепенно складывался знаменитый образ “английской леди”, который пройдёт через два века и доживёт до нашего времени (принцесса Диана!)
Роман написан лёгким, безупречным языком, кроме того, он шедеврально экранизирован (телесериал 1995 года) - поэтому вы получите удовольствие не от чтения, так от просмотра.
А лучше, конечно, и от того, и от другого.
Фотографии с портретом писательницы и кадрами из экранизации взяты из открытых источников.
Спасибо, что зашли!