Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран" (Мэй Ролло), "но только с помощью залеченных ран" (М.А.Чижова).
Тема смерти в нашем обществе табуированная для обсуждения как в семье, так и в системе медицинского обслуживания. Мне бы хотелось, чтобы читатель до конца прочел статью и выбрал из нее некие полезные зерна.
Работа с перинатальными потерями является частью моей профессиональной деятельности и для меня это особенная часть бытия. Именно с этой темы начался мой первый рабочий день в стенах регионального перинатального центра, к которой я не была достаточно готова тогда, потому что произошел перенес на личную жизнь, но тот же случай показал мне путь по которому я должна была идти профессионально.
Тот первый случай меня возвращал и возвращал в тот прошлый день несколько лет подряд, я помню все детали, лицо, одежду моей подопечной, как держала она протянула ко мне руки и я держала их, как была, наверное тогда для нее мамой, кем-то нужным в пустоте и тишине палаты, пока я не посетила коллегу-психолога, чтобы понять все ли правильно я сделала тогда, действительно ли я помогла молодой матери качественно. Оказалось что да, я сделала все, что было в силах моих знаний и умений. Я выдохнула и обрела силу. Вера в себя укрепилась.
В самих роддомах и женских консультациях нет организованной службы, профессиональных специалистов, могущих оказать возможную помощь здесь же. Если в этих учреждениях есть психологи, то, увы, не все из них обладают качественными знаниями как помогать матери, отцу и всей семье в таком горе, особенно старшим детям.
"Еще родишь, успеешь" так говорят. Но фраза ничем не помогает. В этот период для матери больше не существует "еще", есть только "вчера" без будущего. Те, кто рядом с женщиной сами не знают что делать, не понимают какой рекой "течет" горе и куда.
Информация о потере ставит тех, кто рядом с матерью и отцом, потерявших ребенка в положение "вторичной жертвы" - ожидали радостных событий, а получили весть о потере, что резко ставит всех врасплох.
В таком вторичном стрессе люди отдаляются от тех, кто испытывает горе, потому что встречаются с личными страхами. Родители, потерявшие ребенка обычно не знают где искать ресурсы для дальнейшей жизни, испытывают боль и страх перед разговорами на эту тему в быту, в семье, в среде знакомых. Медицинский персонал не имеет специальной подготовки, позволяющей психологически грамотно и корректно сообщить родителям об утрате, квалифицированно обсудить тему смерти, дальнейших шагов родителей. Не потому, что врачи плохие, как часто можно услышать, а потому что пока такой задачи нет в системе медицинского образования в ВУЗах, с одной стороны, и с другой, врач физически не имеет столько времени, чтобы уделить его и матери и всей семье при потере. У любого человека в таком вторичном стрессе срабатывает реакция самозащиты - отчуждение.
Переживание утрат выражается и в психологических, и в поведенческих, социальных и физических реакциях, которые растягиваются во времени. И их не возможно не замечать: гнев, злость, агрессия, глубокая печаль, равнодушие, зависть к беременным, родившим, ненависть к врачам, мужу, гиперкритичное отношение к себе, отказ от контактов, замкнутость, нежелание жить, есть, ухаживать за собой и многое другое "приходит" вместо того, что было.
Очень важно понимать как сама женщина мыслит потерю ребенка во время беременности - как потерю ребенка или потерю беременности. Только тогда станет ясно по какому пути помощи лучше идти. Квалифицированный психолог сможет определить на какой стадии горя находится женщина и ее семья, нет ли длительного "застревания" на той или иной стадии из-за чего женщина, семья не находит силы выйти из жизни в прошлом и сделать шаг в настоящее к будущему.