Найти тему
Дмитрий Ермаков

Крестьянин-гармонист

Александр Анатольевич Механиков
Александр Анатольевич Механиков

1. Неунывающий Механиков и его команда

Крестьянское хозяйство Александра Анатольевича Механикова. Располжено в местности, называемой Вотча, километрах в восьмидесяти от Вологды. Ехать к ему – всё вдоль синего Кубенского озера, с белым корабликом островного монастыря Спас-камень в миражной дымке. В старинном селе Новленском, резкий поворот от озера – дорога на Вотчу. Мимо деревенек, вспаханных и зарастающих полей…

И вот я в хозяйстве Механикова. И повод для встречи серьезный – 10 лет с момента основания хозяйства. Если точнее – 10 лет было в конце 2015 года.

Александр Анатольевич рассказывает, с чего начиналось предприятие и к чему пришло за эти годы.

- А начиналось всё с того, что ничего здесь не было, чистое поле. После того как прекратил своё существование совхоз им. Клубова, собрались несколько человек – я и три механизатора. Построили пилораму, построили овчарню. Купили первых овец, начали разводить, сами заготовляли на одном тракторе сено…

Конечно, такое решение мужики приняли не с бухты-барахты. Александр Механиков к тому времени, к сорока годам своим, уже поработал и главным зоотехником, был и руководителем сельхозпредприятия. Так что, начиная свое дело, беря кредит в банке надеялся не на авось, а на точный расчет, собственные знания и трудолюбие тех людей, с которыми начинал работать (о них более подробно далее). Конечно же, надежной опорой была и жена Марина, на ее имя и было оформлено предприятие. Верным помощником был и остается и сын Вениамин.

- Овцами-то почему стал заниматься? В то время для того, чтобы развести овец потребовался минимум средств, при том, что племенные романовские овцы это хороший товар, - рассказывает Механиков. - А ведь беря кредиты, приходилось очень серьезно думать – во что вкладывать средства, как вкладывать, как быстро эти деньги вернутся. Поэтому и начали с овец.

Но уже вскоре, в 2007 году, КФХ Механиковых занялось и выращиванием зерна, сначала совместно с совхозом «Заречье», а потом и самостоятельно.

- Когда мы стали заниматься зерновыми, у нас появилось много зерна, - вспоминает Александр Анатольевич. - И как раз 2008-2009 годы были абсолютно провальные по цене. Эти два года в экономическом плане откликаются нам до сих пор. Потому что, начав заниматься зерновыми, мы купили технику, сушилку, построили склад… Всё это не окупилось. Нам пришлось перекредитовываться, долги росли. Очень сложный был период.

Александр Механиков и его коллектив выстояли в то трудное для предприятия время, перетерпели, не опустили руки, искали пути выхода из кризиса, работали. Это самое главное – работали.

- 2010 год был уже хорош по цене на зерно. Стали потихоньку вылезать из долговой ямы. А в 2013 году активно начали гасить кредиты… Естественно мы и сейчас пользуемся кредитными ресурсами, но по минимуму.

А случился этот экономический рывок вверх в хозяйстве Механикова благодаря хорошему урожаю и реализации картофеля в 2013 году. Впрочем, к тому времени выращиванием картофеля хозяйство занималось уже несколько лет.

- И вот уже год не занимаемся картофелем – у нас нет настоящего хранилища, и те объемы, которые мы уже выращивали (до 500 тонн) – нам просто положить некуда. Но вся техника по картофелю сохранена и в любой момент мы можем возобновить его выращивание, - объясняет Александр Механиков.

Что ж – нормальный, практический подход к делу.

Кроме овец в хозяйстве выращиваются быки на мясо.

- Когда появилось у нас зерно, мы построили телятник – сперва небольшой, вместимостью до 120-150 голов. И какая-то часть зерна пошла на откорм…

Вот так одно дело за собой и другое тянет. И это правильно.

- Многое изменилось в лучшую сторону в экономике хозяйства и благодаря тому, что мы получаем вот уже несколько лет стабильно хорошие урожаи зерновых, - продолжает рассказ Александр Механиков. - Зерно является для нас хорошим товаром. Плюс к этому – мы стараемся продавать не только целое зерно, но и делаем комбикорма, у нас есть свой комбикормовый мини завод… Ну и в 20015 год был самый удачный по овцеводству, мы продали рекордное количество племенных животных.

Не упускает Механиков и возможность получить помощь от государства по различным программам поддержки сельского хозяйства.

- Сейчас в области довольно много целевых программ. Мы участвовали в программе по развитию семейных ферм. Участвуем в программах развития мясного животноводства и по субсидированию приобретения техники. Всё это достаточно эффективные программы и совсем не лишняя для нас поддержка, - говорит Александр Анатольевич.

На сегодняшний день в крестьянско-фермерском хозяйстве Механикова 290 быков на откорме, 400 овец, зерновые (ячмень и горох) сеются на 420 га. Хозяйство полностью обеспечивает себя кормами для животных – зерном, силосом, сеном, а частично и продает.

Сейчас, как и у всех крестьян, думы Александра Механикова уже о предстоящей посевной.

- Сейчас приобретаем удобрения. Ждем «несвязанную» поддержку из бюджета на удобрения и ГСМ. К посевной будем готовы, - уверенно говорит Александр Анатольевич. И тут же делится «секретами»: - В посеве у нас применяются три технологии: классика жанра – вспашка плугом, культивация и посев; минимальная обработка почвы; и даже «нулевая» обработка – сев «по стерне». Каждый год мы обрабатываем часть полей от сорняков – это тоже крайне важно для получения хорошего урожая.

Есть «секреты» и в животноводстве:

- Все помещения мы строим самостоятельно из самых простых материалов. Ничего, казалось бы, особенного, но за нашим опытом по содержанию скота уже многие приезжают из других хозяйств области. Я только недавно сам узнал, что содержу телят по «канадской» технологии. Позвонили из Череповецкого района, мол, хотим приехать, посмотреть вашу «канадскую» технологию… - смеется Механиков. - Телятник работает уже с 2009 года. В прошлом году в «Майском» такой же телятник запустили, правда, у них уже есть и металлические конструкции, а у нас всё деревянное. А в прошлом году мы удлинили телятник, чтобы увеличить вместимость, и тоже сделали всё с минимальными вложениями средств. На крышу купили в Москве четыре тента, натянули – год стоит, всё в порядке…

-2

Но самая большая ценность любого предприятия, и Александр Механиков прекрасно это понимает, не деньги, не техника или помещения, а коллектив, люди. О людях он рассказывает с гордостью:

- Назову своих главных помощников: Николай Николаевич Веричев работает с самого начала предприятия. Он и в колхозе был одним из лучших механизаторов, кавалер ордена Трудовой Славы. Александр Александрович Рехов– самый возрастной наш работник, ему уже за 60 лет, но он до сих пор в строю, тоже механизатор. Водитель «Камаза» – Александр Петрович Дегтярёв. Он на какое-то время уходил из хозяйства, но снова вернулся к нам. Александра Евгеньевна Галкина работает в хозяйстве пять лет, пришла к нам из управления сельского хозяйства Вологодского района, и мы купили для нее квартиру в Севастьянове. Она агроном, но освоила и маркетинг, и учет… Галина Ивановна Савина занимается животными. Она очень квалифицированный работник. Благодаря ее труду мы имеем хороший привес на быках, хороший выход ягнят. Для Галины Ивановны мы тоже купили квартиру. Ну, и о сыне Вениамине скажу: летом ему будет 24 года, с самого детства он помогает мне. Когда мы купили итальянскую зерносушилку, ему было 16 лет. Жена спрашивает, кто будет работать на сушилке? Я говорю – Веня будет осваивать. И освоил. На сегодняшний день он закончил ВГМХА, стал дипломированным агрономом, работает в нашем хозяйстве, владеет любой техникой. Есть и молодые работники. Вот недавно пришёл работать местный паренек – Женя Кузичев, посмотрим, что получится… Я благодарю всех работников предприятия за труд. Вместе мы переживали сложности, и успехи у нас тоже общие.

Ну и как же может обойтись разговор с крестьянином без размышлений о судьбе деревни, сельского хозяйства…

- Мы довольно много земли взяли бывшего совхоза им. Клубова, обрабатываем… - говорит Механиков. - Много взял «Ильюшинский». Эта земля работает, она не потеряна для сельского хозяйства. Но много полей и заросло, больно смотреть на это. А Красный берег?.. Я редко бываю на Красном береге, но когда бываю – я понимаю, что такое благодать. У меня только прабабка оттуда, но я чувствую связь с той землей. Не должны мы всё это терять. И когда говорят, что это неизбежно, что нам, мол, хватает и той земли, которую сейчас обрабатываем – я не согласен с этим. Смотрю передачу: умный вроде бы человек говорит, что мы сегодня продаем зерна, сколько Советский Союз и не мечтал. Правильно. Продаем зерна много, хлеба у нас достаточно. А мяса не хватает, молока не хватает. А зерно – это основной корм для скота. Вот и стоят в наших магазинах молочные продукты из Белоруссии, в которой каждый клочок земли распахан. Дак надо нам распахивать больше земли или нет?

… Бывает приятно узнать о человеке, которого давно уже знаешь, что-то новое, хорошее. И я узнал в этот день, что Александр Анатольевич Механиков ещё и гармонист. Сам освоил инструмент. Отлично играет и поёт… Я убедился в этом, посмотрев тут же запись (гармони на работе нет) на планшете (есть же и польза от этих «гаджетов»). Сначала казачью песню спел Механиков – здорово! А вот уже за душу берут родные слова и мелодия: «В этой деревне огни не погашены, ты мне тоску не пророчь…» Да-да… Не надо тоски и уныния, кто там сказал, что надежды потеряны, кто это выдумал вдруг!.. Ничего еще не потеряно, когда есть такие неунывающие труженики, как Александр Механиков и его команда, как тысячи русских крестьян, на которых и ныне Россия держится.

2. Слава русской гармони!

Густой и звонкий голос гармони встряхнул здание администрации Вологодского района. Это Александр Механиков привез показать свой новый музыкальный инструмент – настоящую нижегородскую гармонь, ну, и как же было не попробовать её на звук… На гармони красуется и фамилия мастера – Мякушев. Ручная работа…

-3

Александр Анатольевич Механиков известен в Вологодском районе, да и за его пределами, как фермер. Он со своим небольшим, но дружным коллективом занимается разведением овец романовской породы, крупного рогатого скота, сеет и убирает травы и зерновые. В этом году Механиковы выиграли грант на развитие семейной фермы, деньги на приобретение молодняка КРС и техники уже получены, грант успешно реализуется.

Надо сказать, что Александр Механиков – потомственный зоотехник. Этой специальности посвятили свою жизнь его родители. Жена, Марина Вениаминовна, тоже зоотехник. Родился Механиков в Молочном, а детство и юность прошли в соседнем селе Куркино. Закончил Куркинскую школу, потом учился в Молочном институте, работал главным зоотехником, потом вместе с женой создал собственное крестьянское хозяйство.

Но Александр Механиков еще и гармонист. Он постоянный участник областных и межрегиональных «гармонных» мероприятий, и на праздниках (например, окончание посевной в районе) не отказывается взять в руки гармошку и спеть хорошую песню.

- Когда вы заинтересовались гармонью? - спрашиваю.

- Отец у меня был очень хороший гармонист. Так что с самого детства я слышал гармонь. Но сам начал играть уже после армии, - рассказывает Александр Анатольевич. - Помню, что в 70-е годы гармошка не очень-то приветствовалась «официальной» культурой. Нет, играть было не запрещено, гармони продавались в магазинах, но считалось, что это какой-то «низкий жанр». Но люди играли. У нас в Куркино жил Николай Сергеевич Смирнов, обычный рабочий совхоза, очень хороший человек, труженик. В праздники он выходил с гармошкой играть на улицу. Помню его игру…

В середине 80-х годов, когда Александр Механиков вернулся из армии, многое в нашей стране менялось. В том числе и отношение к русской гармони. Появилась на телевидении передача Геннадия Заволокина «Играй гармонь». Самодеятельные клубы гармонистов стали создаваться по всей стране. В Вологде страстным пропагандистом гармони стал журналист областного радио Николай Коробов.

- В 1986 году стали собирать в Вологде гармонистов, в основном, в парке ВРЗ они играли. Я сначала не участвовал, ездил просто посмотреть, послушать. Там было много хороших старых гармонистов, которые виртуозно играли на кирилловских гармонях.
Например, Василий Васильевич Невзоров, его многие помнят. Я думаю, что это – непревзойденный гармонист… С Николаем Александровичем Коробовым я и до сих пор вижусь каждый год на фестивале «Золотая планка»…

- А вы когда и у кого научились играть?

- В Молочном институте был создан кружок гармонистов, а вел его замечательный музыкант и композитор Николай Петрович Драчков, он работал в Майском Доме культуры. Вот он-то и дал первые навыки. Ну, а дальше уже сам. Но с Драчковым я позже постоянно встречался. Он был очень хороший человек, жалко, что мало пожил. В том, что я научился играть, – его заслуга.

- Свою первую гармонь помните?

- Первую гармонь мне покупал еще отец. После него у меня остались три гармони, я их содержу в порядке. А сам впервые купил гармонь, которую делали на Вологодской гармонной фабрике. Гармони на этой фабрике выпускали, конечно, слабенькие. Но если в такую гармонь ставили планки от кирилловских мастеров, которые работали на фабрике «Северный кустарь» в Волокославино, это уже был совсем другой инструмент. Помню, что стоила она 500 рублей, при моей зарплате главного зоотехника тогда 270 рублей.
Я на ней играл и играю до сих пор, около 30 лет уже. Она полностью в порядке, то есть сделана качественно, имеет хороший звук, тембр.

- Ну, а что это за инструмент? И почему гармонь нижегородская, а не кирилловская на этот раз?

- Так я и приехал сюда, чтобы показать этот инструмент и отдать дань памяти и уважения мастерам кирилловской и нижегородской гармони.

Года два назад, по словам Александра Анатольевича, появился у него интерес не только к гармонной игре, но и к истории инструмента, к мастерам-гармонникам. Не раз бывал он в селе Волокославино, где была когда-то гармонная фабрика, знакомился с людьми, знавшими старых мастеров.

- Были замечательные мастера: Шитов, Мякушевы, Пичугины… Мякушев-отец был мастер, на войне погиб. У него было восемь детей. Они из деревни Шульгино, рядом с Волокославино. Все делали гармони… Если посмотреть старые фотографии, видишь, что гармони начинали делать еще дети. Есть фотография – коллектив фабрики «Северный кустарь», там все ребята 15-25 лет, молодежь.

- Почему же Мякушев делает теперь нижегородские гармони?

- Да потому что Николай Павлович Мякушев вместе с братом Юрием уже давно переехал в Нижний Новгород. Когда я стал интересоваться, общаться с людьми, я узнал, что очень много мастеров из Кирилловского района в 30-40-50-е годы уехали в Нижний Новгород. А в 1960-м году и фабрика в Волокославино перестала работать.

Уезжали люди, как водится, за лучшей жизнью. Один уехал, прижился, за ним другие потянулись. Так и стали многие мастера кирилловской гармони мастерами гармони нижегородской. Отличие этих инструментов в том, что кирилловские гармони четырехпланочные или шестипланочные, а нижегородские, в основном, восьмипланочные…

С Николаем Павловичем Мякушевым Александр Механиков познакомился благодаря удивительной подвижнице, автору многих публикаций по истории русской гармони Людмиле Борисовне Танских, жительнице города Бор Нижегородской области, с которой, заинтересовавшись историей гармонного дела, связался по интернету.

- Через нее я связался по телефону с Николаем Павловичем. А в мае этого года я ездил на нижегородский гармонный фестиваль «Камертон», и побывал у мастера (Мякушев живет в самом Нижнем Новгороде), он показал мне свои гармони… И на этом мой покой закончился! Я сказал, что приеду осенью за гармонью. И вот гармонь у меня! - с гордостью говорит Александр Анатольевич. -Гармонь уже была готова, но Николай Павлович подогнал ее под меня – сделал так называемый «розлив», как я люблю. Это – эффект, когда нота начинает «плавать», для этого специально подтачивают голоса. По-моему, так гармонь играет мощнее и голос имеет более звучный.

Кажется, что о гармони Механиков может говорить бесконечно…

- Вообще-то многие гармонисты из других регионов говорят, что
нижегородские гармони настроены неправильно, - продолжает он. - Но из всех существующих ныне гармоней, нижегородские играют лучше всех. Это мое мнение. Пусть кому-то нравится кировская или тульская гармонь…. На вкус и цвет товарища нет…

А рука гармониста так и тянется к инструменту, потрогать его, погладить…

- Николай Павлович Мякушев, автор этой гармони, остался единственный из тех старых мастеров, кто делал в свое время кирилловские гармони. Ему 83 года. Ученика у него нет. Кто возьмется сейчас за такую трудную и длительную, пусть и хорошо оплачиваемую работу (ведь гармонь от начала и до конца нужно делать несколько месяцев, а то и год)… Очень жаль, что гармонный промысел теряется. Это пласт русской культуры, который уже уходит от нас, и мне хочется, если уж не спасти, то отдать дань уважения тем людям, которые посвятили этому всю свою жизнь… У кирилловской гармони, - продолжает Механиков, - было одно очень важное преимущество перед шуйскими, тульскими или кировскими – она была доступна по цене простым людям. Это был действительно народный, причем хорошего качества, инструмент. Поэтому в вологодских и архангельских деревнях преобладали, конечно, кирилловские гармони… И сейчас продается много кирилловских или нижегородских гармоней. Но это всё старые, отреставрированные инструменты. Тех, кто сегодня может сделать гармонь от начала и до конца, единицы. Был замечательный мастер кирилловской гармони Золотов, его уже нет. В 2011 году умер Александр Иванович Куликов, в молодости он работал вместе с Мякушевыми. Лучшее, что я видел из кирилловских гармоней, а я видел их много, это три гармони мастера Куликова. Это шедевры кирилловского гармонного промысла. Они хранятся у людей, в семьях, мне посчастливилось играть на всех трех этих гармонях. Новые гармони делать некому…

Появятся ли молодые мастера? Ведь потребность есть, есть творческие коллективы, артисты… А главное – есть потребность в песне и пляске под гармонь. Удивительно – инструменту вряд ли более двухсот лет, в Россию и того позже из Европы пришел, (тальянка – это же «итальянка»), а стала гармонь, потеснив даже балалайку, символом русской удали, русской печали и радости. В общем, той самой «загадочной русской души», которую без гармони теперь уже вряд ли и поймешь…

- Я этим инструментом очень доволен, подобного в Вологде точно ни у кого нет, - снова говорит Александр Механиков, надевая на плечи лямки и трогая пальцами кнопки…

- Гармошка в жизни помогает? - спрашиваю ещё.

- Мне это интересно, нравится, а значит – помогает.

- Сыновья играют?

- Сыновья гармонью не увлеклись. Есть два внука, пока их это интересует, что будет дальше – не знаю, - отвечает Александр Анатольевич и, наконец, разворачивает меха. И гармонь работы вологжанина, живущего на земле нижегородской, Николая Павловича Мякушева звучит в полную силу, заполняет душу…