Армана Давтяна стали называть Нуром после того, как он в четырехлетнем возрасте сыграл роль граната. Это свершившийся факт и… не только. А интересно, что означает «НУР» для самого Армана? Какой смысл вкладывает он сам в это не совсем обычное, но уже ставшее известным мировым брендом прозвище? Или, возможно, имеет смысл раскрыть это имя как аббревиатуру — тремя словами… и не только?
Об этом (да и не только!) поведает он сам, гость — художник, ювелир, дизайнер Арман Давтян (Нур).
— Если честно, я долго сопротивлялся этому прозвищу. Но потом, решив, раз люди в этом видят какой-то смысл, тихо смирился и сдался. И вообще, награждать Нура эпитетами должен не Арман Давтян, а скорее всего его друзья. Что они, кстати говоря, и делают: например, Шушан Петросян называет меня Нрнаком, вкладывая в это дело, как вы понимаете, несколько иной смысл, Эдуард Аянян (редактор журнала «RBA») называет меня почему-то персиком и т.д.
Ну, шутки, конечно, шутками, но «Нур» как бы невольно стал для меня символом жизни, но… не как фрукт. Скажу больше — этот фрукт для меня вне гастрономических интересов.
Единственную аналогию, которую можно провести между мной и гранатом, это, наверное, идентичность количества зернышек, коих, как известно, 365 и моих рабочих дней в году. Я получаю огромное удовольствие от своей работы. Я «наркоман» своей работы — работаю по 18 часов в день.
Иначе говоря, Нуру плохо, когда он не работает!
— Три высших образования: факультет «Художественная обработка металла» Института прикладного искусства, Института гемологии в Москве и Колледж искусств в США (Майами).
Но есть и четвертое, не маловажное, наверное, образование — актерская студия Камерного театра. Многие помнят оригинальные актерские этюды очень живого, самобытного актера — Армана Давтяна.
Что дал актер Арман Давтян дизайнеру-ювелиру Нуру?
— Есть искусствоведы, которые абсолютно не умеют общаться. И им это, как искусствоведам, не мешает, так как, являясь профессионалами в своих областях, работу свою они исполняют от этого не хуже.
Для меня же умение общаться — это очень важная и незаменимая составляющая моего творчества. В моем деле очень важно уметь входить с людьми в контакт и получать ту необходимую информацию, которая затем будет использована в изготовляемом для этого человека изделии. Это обязательное условие: я должен пообщаться с человеком, понять его внутренний мир, его слабые и сильные стороны и т.д.
Вот именно умению легко и непринужденно общаться я научился в Камерном театре. Это именно то мастерство, которое студиец театра Арман Давтян передал Нуру.
— В 1994 году Нур основывает свою собственную арт-студию «Нур дизайн», которая функционирует и поныне. А интересно, какими умениями или свойствами должен обладать тот, кто изъявит желание обучаться в арт-студии «Нур дизайн»?.. и, вообще, решивший посвятить себя этой профессии?
— Желанием. Большим желанием учиться! Конечно, было бы неплохо, если б он умел также рисовать. Однако даже профессиональное владение карандашом не перевесит отсутствия рвения, желания и веры в себя. Я уверен и не перестану утверждать, что, если человек чего-то очень хочет, то он обязательно этого добьется.
Другое дело, что многие воспринимают обучение у меня «путевкой в легкую жизнь». Увы, это не так. Обучение у меня не является гарантией последующего высокого заработка. Лишь немногие, пройдя тут обучение и найдя свой собственный стиль, своё лицо, пробиваются и становятся признанными мастерами в этой области. Всё зависит от самого человека — я лишь могу дать ему то, что знаю, что умею… Я изначально пытаюсь развить в нем креативное мышление, выявить его индивидуальность, его почерк и не дать ему раствориться в весьма естественном и неизбежном подчас желании перенять почерк учителя.
К несчастью, это не всегда удается. Из 57-и учеников моей студии только двух-трех людей я могу назвать действительно мастерами. Буквально недавно отбыл на учебу в Великобританию один из моих учеников — Саркис Мнацаканян. Так вот поначалу его даже не хотели принимать в университет на том основании, что… не нашли нужным ему там учиться, взамен предложив ему преподавать там и проводить мастер-классы.
Это прекрасно, и я очень горд за своих учеников. Единственное моё желание, чтобы все они работали и творили на благо нашей страны, а не были бы разбросаны по миру.
— Кстати о мире. Ты сделал 20 золотых брошек, усыпанных изумрудами, бриллиантами, сапфирами для Мадлен Олбрайт, "дагдаган" — для Андреа Агасси, большое колье с 1700 маленькими камешками в честь 1700-летия принятия христианства в Армении — для Шер, и практически у всех мировых знаменитостей есть украшения, подписанные «Нур». А кто из армян: политиков, отечественных представители искусства и, вообще, людей известных (кроме «Мисс Армения» и «Мисс Закавказье», конечно) носит твои украшения?
— Я бы не хотел раскрывать тех имён, кои не были ранее указаны — причем, самими хозяевами украшений. Уверен, для них это является чем-то своим, чем-то особенным, и не верно будет с моей стороны вмешиваться в их личную жизнь.
Могу лишь сказать, что очень горд, так как мои работы есть в коллекциях Майи Плисецкой и Элла Джероу. Это люди, которых я обожаю и которые с детства являются моими кумирами.
Мне также очень приятно, что украшения от Нура носят Татевик Оганесян, Нино Катамадзе, Шушан Петросян, Авет Барсегян, Тигран Петросян, Асмик Карапетян и многие другие. Мои украшения есть у тех, кто действительно достоин называться певцом, певицей, автором, актером и т.д. — у настоящих, живых представителей искусства, а не работающих в буквальном и переносном смысле «под фанеру». Одном словом, мои украшения есть у тех, кто не врет: у настоящих звезд и настоящих друзей!
— Думаю, выражу общее мнение многих читателей, предположив, что на вопрос «Как ты?», ты отвечаешь ну, если не «Лучше всех!», то уж точно — «Прекрасно». Как стать счастливым? Твоя формула счастья.
— Есть одно очень банальное, избитое выражение — ни новое, ни даже хорошо забытое старое, однако, на редкость точное, оптимальное и действенное. Звучит оно так: «Хочешь быть счастливым — будь им!»
И я уверен, счастье может быть привычным состоянием человека, что бы по этому поводу ни говорили философы, поэты и… не только!