Найти тему
Евочка Семёновна

Токсичные родители и холодные родители создают точно таких же людей

Перевожу и адаптирую эту статью для вас, оригинал by Arah Iloabugichukwu

***

Я выросла в обществе, где было принято благодарить Бога за своих родителей, какими бы недостойными они ни были. Дескать, неважно, насколько токсичны твои родители – ведь у тебя их могло вообще не быть!

Недавно я наткнулась на обсуждение того, какие родители сильнее навредили своим детям: холодные или токсичные.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться – а что больше всего нужно ребёнку в период детства? Еда, одежда, кров – это понятно, но есть же ещё социальные и психологические потребности…

Да, у детей есть потребности, выходящие за пределы обеденного стола, более того – эти потребности существуют вне зависимости от родительского желания удовлетворять их.

В 2013 году немецкие учёные (университет Нидеррейн, Мёнхенгладбах) определили четыре фундаментальных потребности ребёнка любой расы, пола и социально-экономического положения. Когда эти базовые нужды удовлетворяются, ребёнок вырастает здоровым, уверенным в себе и хорошо приспособленным ко взрослой жизни. В противном случае – результат тревожно-предсказуем…

Потребность №1 – сопричастность

Потребность в сопричастности другим людям – самая базовая из всех человеческих нужд, психотерапевты даже называют её центральным элементом нашей нейробиологии. Манера контактировать с другими формируется ещё во младенчестве, когда родители либо удовлетворяют эту нашу потребность, либо предоставляют нам поискать её удовлетворения в другом месте.

Когда на запросы ребёнка о физической и эмоциональной привязанности родители отвечают чувствительно и с готовностью сотрудничать, это задаёт тон надёжности и стабильности в семье. Вырастая в такой здоровой обстановке, ребёнок исследует мир и заводит собственные отношения с чувством, что у него есть поддержка и защита. Именно эта эмоциональная согласованность и доступность, демонстрируемая родителями или опекунами, особенно в трудные времена, дает ребенку возможность чувствовать себя в безопасности как внутри себя, так и в своих отношениях.

№2 Ориентация и контроль

Ещё одна базовая человеческая потребность связана с пониманием окружения и способностью влиять на него. Приведём пример: младенец плачет, желая получить бутылку молока или сухой подгузник. Он оценил своё положение, обнаружил неудовлетворённую потребность и с помощью плача вступает в контакт со взрослыми. То, как ему на это ответили, оставляет длительный отпечаток.

-2

Вырастая, ребёнок продолжает искать максимально эффективные способы, чтобы понимать своё окружение и манипулировать им для удовлетворения своих физических и психологических потребностей. Чем более успешно протекает этот процесс, тем больше мы чувствуем контроль, тем более здоровую взрослую жизнь мы ведём.

№3 Удовольствие и избегание страданий

Ещё одна базовая потребность – стремление к приятному и избегание неприятного. Эта потребность держится на умении отделять хорошее от плохого, чему мы учимся в раннем детстве. Стремление избежать страданий и всего неприятного вырастает из фундаментального понятия безопасности.

Когда ребёнок развивает репертуар поведения, основанный на удовлетворении этой потребности, то он учится видеть разницу между удовольствием, болью и отсроченным удовольствием, в результате чего становится самодисциплинированным взрослым, умеющим контролировать свои чувства и избегающим болезненных взаимоотношений.

№4 Самооценка и самозащита

Нет никаких сомнений в том, что заниженная самооценка приводит к серьезным социальным, физическим и психологическим проблемам. Наше восприятие собственной личности формируется в ранние годы, когда мы получаем похвалу и одобрение от родителей, отращивая себе здоровую и крепкую самооценку. Во взрослой жизни это защищает нас от внешнего влияния, чужой токсичности и агрессии.

Если же ребёнка постоянно критикуют, а его заслуги обесценивают, то это не только не развивает позитивное самовосприятие, но напротив, укрепляет в негативном мнении о себе. Вырастая, ребёнок поддерживает в себе эту низкую самооценку, верит чужим негативным высказываниям. В зрелом возрасте эта черта трансформируется в болезненную восприимчивость к критике, одержимость внешностью, нерешительность, отвращение к комплиментам, беспокойство, жертвенность, зависимость от чужого одобрения и так далее.

Теперь к сути

Допустим, ребёнок рождается на попечении токсичного родителя или равнодушного. Первый тип отвечает на детский плач гневом и разочарованием, второй – ничем. И тот и другой тип родителя вместо того, чтобы помогать ребёнку выстраивать свои границы безопасности, периодически моделируют небезопасное поведение и подают пример плохого принятия решений. Ребёнок, инстинктивно ищущий от родителя спокойствия и утешения, привыкает приближаться к боли и неудовольствию ради удовлетворения своих потребностей.

Работу, не проделанную родителями, дети получают в наследство

Что токсичные, что холодные родители не могут показать ребёнку, как строятся надёжные человеческие привязанности. Ребёнок на протяжении своего детства пытается извлечь капли любви из эмоционально недоступного, непредсказуемого и противоречивого родителя, и переносит эту модель поведения в свою взрослую жизнь. Как нездоровый, так и недоступный родитель заставляет ребёнка чувствовать себя нежеланным и обременительным, критикует и наказывает вместо того, чтобы хвалить и готовить к следующим этапам жизни.

Имеет ли значение, как упаковано плохое воспитание, если в результате этого воспитания получаются плохо подготовленные к жизни люди?

Токсичные родители и холодные родители – это одно и то же. Ни один из них не даёт ребёнку инструменты, необходимые для взросления. Этот разговор не о том, чтобы указывать пальцем на наших родителей, которые, в свою очередь, могут указать пальцем на своих, – это о том, где в нашем детстве образовались наши взрослые проблемы, чтобы мы могли определить, где внутри себя начать исцеление.

Зачастую взрослые люди отказываются чинить в себе то, что было поломано их плохими родителями. Ведь легче продолжить порочный цикл, чем провести над собой работу. Да, мы унаследовали ту сложную работу, которую должны были проделать наши родители. Иными словами, в нас остались неудовлетворённые потребности, с которыми нужно разобраться.

Здоровое воспитание – нелёгкая задача, требующая подготовки, но ничуть не менее важная, чем получение образования, строительство дома или карьеры. Некоторые из нас пострадали от неподготовленности своих родителей, но мы выбираем сделать этот мир лучше – разорвать порочный круг ради здоровья наших детей!

***

Понравилось? Поставьте лайк, порадуйте автора! Напишите в комментариях, что вы думаете – мне очень интересно =)))