Очень часто слышу мнение, что сериалы, дескать, не несут смысловой и художественной нагрузки и нужны лишь, чтобы убивать время. Ок, в 2019 слышать такое, по меньшей мере, странно. Конечно, у многих до сих пор срабатывают стереотипы: сериалы смотрят а) домохозяйки б) пенсионеры.
В голову сразу же упорно лезут «Санта-Барбары», «Секреты Тропиканки», «Дикие ангелы» и наши разновидности – похождения «Кармелит» и «Бедных Насть». Сериалы без сезонов на 100++ серий с придумыванием сюжетных ходов по ходу съемок, с провалами в памяти, смертями и воскрешениями, похищенными сиротами и, конечно же, кучей бестолковых любовных линий. Все это было и остается: если вечером включить ту же Россию-1, то можно увидеть очередную побиваемую жизнью бедняжку, которая идет к своему слащаво-счастливому концу.
Однако даже среди российских сериалов (не экранизаций!) за несколько последних лет вышли сериалы уже совсем другого уровня – это и «Звоните ДиКаприо», и «Обычная женщина», да и тот же «Метод». Сериалы с хорошими актерами, режиссерами большого кино, отличной музыкой, визуалом, игрой и, кстати говоря, злободневной повесткой, которой и в кино-то не дождешься. Тот же «Звоните ДиКаприо», пожалуй, первым у нас так честно и подробно говорит о вполне реальной проблеме ВИЧ, развеивая при этом многочисленные мракобесные мифы.
Если же говорить о мировом уровне, то ладно, допустим, разговорами об «Игре престолов» все наелись досыта, да еще и последний сезон изрядно подпортил впечатление. Впрочем, это никак не отменяет того, что «Игра престолов» стала самым ярким политическим сериалом, оттеснив в сторону «Карточный домик» + еще и фэнтези нашего поколения, «Властелином колец» 2010-х.
Черпая вдохновение из фильмов, сериалы учились. Учились долго и не всегда успешно: те же нулевые прошли под флером «Lost», с каждым сезоном разочаровывающего все больше. Здесь и обнаружилась сериальная Ахиллесова пята: хороший бюджет и актеры еще не решают, ведь главное – сценарий, а сериалы, увы, не умеют вовремя останавливаться. Но «Клан Сопрано», «Безумцы» и, безусловно, «Во все тяжкие» перевернули игру, показав цельную историю с развитием персонажа от и до.
Сейчас же развитие стриминговых платформ ведет к конкуренции, отсутствие студийных/телевизионных ограничений дают больше свободы, поэтому постоянно выходят новые проекты, которые берут все большие вершины. Хотите просветиться? Пожалуйста, «Нарко» с историей Эскобара, «Корона» о Елизавете, печально известный «Чернобыль». Хотите артхауса? «Моцарт в джунглях», «Дрянь», «Атланта», «Маньяк», «Патриот». Хотите смотреть сериалы не англо-американского производства? Немецкая «Тьма» напомнит об эстетике сказок братьев Гриммов, скандинавские «Мост» и «Убийство» на слуху, французский «Богомол».
Никто не вынуждает вас смотреть домохозяйские сериалы – кроме, разве что, ваших же стереотипов.
Линч с «Твин Пиксом» и сломал изначально систему.
Финчер снял «Карточный домик» и «Охотник за разумом».
Соррентино снял «Молодого папу».
Тарантино вместо фильма собирается снимать сериал.
А вы продолжайте говорить, что сериалы хуже фильмов.
Режиссеры с вами уже не согласятся.