8,9K подписчиков

Мультфильм «И мама меня простит». Божественная комедия за 9 мин.40 сек.

1K прочитали

В 1975 году на студии «Союзмультфильм» сняли очередной детский мультфильм, по стихотворению Э. Мошковской «Обида». Очень необычный как по манере рисовки (через два года эту технику режиссёр Анатолий Петров использует в своём самом известном мультфильме, «Полигон»), так и по содержанию. Формально оно полностью соответствует стихотворению, текст которого зачитывается за кадром.

Поезд на БАМ.
Поезд на БАМ.

Но к этому тексту добавлены песни. И какие песни! Лучшие советские хиты тех лет: «Надежда — мой компас земной...», «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», «Товарищ». Некоторые детали происходящего на экране не содержатся прямо в тексте стихотворения, но подразумеваются. В этом мультфильме нет никаких следов папы мальчика, только мама. Скорее всего, она мать-одиночка. Для 1970-х это в общем вполне типично, неполной семьёй в СССР тех лет была чуть не каждая вторая.

Мать и сын.
Мать и сын.

Судя по внешности матери, ей около 30 лет, мальчику лет 8-10. У них собственная отдельная квартира (бабушек-дедушек зритель также не видит), мать приходит домой лишь поздно вечером, поскольку днём работает а вечерами покупает всё нужное для дома. С сыном они по этой причине мало общаются, к тому же мать, судя по её поведению, вообще предпочитает невербальное общение, даже с собственным ребёнком. Я тут поплачу, а ты догадайся, чем меня обидел. Тоже вполне типичное поведение.

В магазине игрушек.
В магазине игрушек.

Впрочем, как раз в данном случае догадываться не нужно, всё очевидно. Мать купила сыну на его день рождения не то, что он хотел — не модель вездехода с дистанционным управлением, а плюшевого мишку. Что ещё раз доказывает отсутствие (причём похоже, изначальное) отца в семье. Естественно, женщине, почти не общающейся с сыном, сложно понять его желания. Сын, не умея наладить контакт со своей матерью (что неудивительно для его возраста и такой семьи), принимает радикальное решение — уходит «в тайгу», совершать трудовые подвиги.

Зажав в зубах гаечный ключ, мальчик ползёт по тросу к гайке крепления моста.
Зажав в зубах гаечный ключ, мальчик ползёт по тросу к гайке крепления моста.

Дальнейшие события мультфильма демонстрируют реализацию простых представлений обычного советского ребёнка об этих подвигах, явно почерпнутых из телевизора, который в этом доме, как нам показывают, постоянно включён. Он тушит пожар на нефтяной скважине, крепит гайку на мосте, вися над пропастью, после чего его привлекают к планированию новых городов в заполярье и вообще, он становится «большим начальником». Разумеется, в финале, к нему прилетает в самолёте его мать и они обнимаются. Мать даёт понять, что простила его — опять не произнося при этом ни единого слова.

Мать одна перед телевизором. За ней — открытая дверь, в которую ушёл её сын.
Мать одна перед телевизором. За ней — открытая дверь, в которую ушёл её сын.

Сюжет в общем совершенно обычный и очень советский, но если посмотреть на его суть, а не на антураж, то обнаружится совсем иная подоплёка. Во-первых, уход из дома и прохождение через смертельно опасные испытания — это типичная инициация. Но вот то, что мальчик при этом общается исключительно со взрослыми, притом мужчинами, рисует уже несколько иную картину. Инициация в архаических обществах проводится для группы сверстников, мальчик же совершенно один. Вспомним, что бежит из дома он не к друзьям, что было бы вполне нормально, а в тайгу, подальше от людей. Это уже не просто инициация, а как минимум шаманская. Мальчик проходит испытания огнём (тушение пожара), ледяной пустыней, рекой, высотой, то есть стихиями. Его принимают как своего взрослые, а не духи, как должно было быть по шаманским представлениям.

Абстрактные рабочие, показанные нарочито не в фокусе.
Абстрактные рабочие, показанные нарочито не в фокусе.

Все эти взрослые — студенты в поезде, подчинённые «большого начальника» показаны очень абстрактно, среди них нет никого запоминающегося. Может, это обобщённые духи предков или иные обитатели Той стороны? И ещё — а мать ли его принимает в конце? Точнее, его ли мать? Или же воплощение самого принципа материнства, Всеобщая Мать?

Нефтяное подземное пламя, чёрные фигуры на его фоне.
Нефтяное подземное пламя, чёрные фигуры на его фоне.

Вспомним сюжет «Божественной комедии» Данте. Герой последовательно проходит Ад, Чистилище и Рай, стремясь к своей возлюбленной, Беатриче, через чей светлый образ он приходит к Богу. Да ведь здесь то же самое! Душа ребёнка мучается не от как-то эгоистического чувства, а от того, что любимая им мать страдает. И он — причина её страданий. Очень христианская ситуация, ведь праведники именно так воспринимали трагедию человека — Бог его возлюбил и пошёл ради него на крестную жертву, а человек этого не ценит и своими поступками огорчает Бога, из-за чего они не могут быть вместе в Раю.

Сейчас он достанет фотографию матери и пойдёт дальше.
Сейчас он достанет фотографию матери и пойдёт дальше.

Как и герой Данте, мальчик проходит через адские пространства (в том числе и практически буквально — через огонь, ледяной простор с метелью, сильный ветер на высоте над рекой). При этом он практически не контактирует с местными обитателями. Даже став начальником, ограничивается скупым кивком в общении со взрослыми мужчинами. Кстати, ещё один скрытый посыл (он же дискурс) мультфильма чисто феминистический. Мужчины заставляют женщин страдать. Главный герой тоже мужчина, он тоже виновен и всю жизнь должен эту вину искупать. Тогда, может быть, его простят.

«Был тут один мальчик, героически перекрыл в огне вентиль и исчез...»
«Был тут один мальчик, героически перекрыл в огне вентиль и исчез...»

Однако если оставаться в рамках христианской трактовки, всё заканчивается хорошо. Мальчик не поддаётся соблазнам. А именно — соблазну славы, сразу после подвига на пожаре он бежит дальше, вместо него интервью журналистам даёт кто-то из очевидцев. Он остаётся одинок и не заводит собственную семью. Он всегда помнит о своём грехе и искупает его созидательным трудом. В итоге, к нему с небес (то есть с самолёта) сходит мать (а в этой трактовке это уже образ самой Богородицы) и принимает его. И весь этот путь души гениальные советские мультипликаторы уложили меньше чем в 10 минут.

Дом мальчика, показанный в начале мультфильма.
Дом мальчика, показанный в начале мультфильма.

Нельзя не заметить, что в этом мультфильме идеально отражён образ «Небесного СССР» — того СССР, каким он должен был стать. Здесь и полное отсутствие бытовых проблем, например хай-тек игрушки в детских магазинах (с радиоуправлением, заметим, что куда сложнее чем с проводным). Собственная квартира и телевизор у матери-одиночки с ребёнком. Модель железной дороги у ребёнка — по тем временам, достаточно дорогая и редкая вещь. Отсутствие в кадре хоть каких-то иных бытовых трудностей. Когда мальчик, вися над рекой, теряет свою шапку, ему тут же выдают новую шикарную. И делают начальником, хоть этот процесс и не показан.

Синий мальчик на экране телевизора.
Синий мальчик на экране телевизора.

Получается, что ад в пространстве мультфильма создаётся самими людьми (их личными обидами и отсутствием взаимопонимания), отражается он в природных явлениях (ледяных пространствах крайнего севера). Чистилищем является трудовой процесс, сопровождаемый трудовыми же подвигами. А рай чисто рукотворный, его отчасти символизирует макет будущего заполярного города. Но реальным он может стать только когда люди сами разберутся в своих чувствах и станут относиться друг к другу по-человечески.