Подумалось, что сегодня апология философии нужна, как никогда. В серой пустыне материального мира, где единственный вопрос к образованию заключается в набившем оскомину "а какой будет гешефт", искать идеалы подчас бывает болезненно и достаточно неприятно. Потому что кажется, что их нет - кроме обывательской четверицы "семья-работа-дружба-бабло" ничего не довлеет над умами большинства людей.
В таких условиях рискуешь нарваться на непонимание и даже, в иных случаях - на сопротивление окружающей среды. Особенно, когда в качестве суррогата философии книжной тебе подсовывают так называемую житейскую философию - набор пацанских цитат и принципов kind of batya - настолько изжеванных и нелепых, что сам Стэтхем удавился бы от зависти, что это еще не стало его сфабрикованной цитатой.
У людей всегда есть ответ на любой вопрос. Таково свойство человека - заполнять пустоты благоглупостями, которые приходят из океанов информации и ветра телевидения с интернетом. Миссия философа, конечно, страшнее - он стоит на пике одинокой горы и смотрит в эту бездну вечного незнания. Философ не становится человеком в меньшей степени, чем другие люди, но, в отличие от них, он принужден всякий раз осознавать бездну своего невежества. А иногда - собрать из своего невежества что-то, похожее на машинку для конструирования смыслов.
Возможно, нет ничего хуже для человека, чем всякий раз натыкаться на свидетельства собственной глупости. От этого бегут в религию, в чтение сомнительных брошюрок и на всякие Семинары По Обретению Мудрости. Философу некуда бежать. Он предупреждает всех об этой яме - даже тех, кто будет смеяться, когда сам он упадет туда, кто скажет, что надо было смотреть под ноги, а не на звезды.
Поэтому лучший ответ на вопрос "в чем смысл философии" - "ни в чем". Но это вовсе не нигилизм - этот самый смысл любой философ сконструирует за десять минут. Философия суть не пустое ничто, но Ничто, которое невозможно помыслить. Что не отменяет того, что в него можно вглядываться, ловить ускользающие смыслы и осознавать то, сколь близка очередная яма. В конце концов, этим занимаются многие ловцы химер и прекрасные мечтатели. Этим же - с поправкой на невозможность бегства к берегу слоновой кости - занимаются и философы.