Найти тему
РГАФД

115-летие со дня рождения композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского

📅 Звуковой Календарь 30/12/2019

Классик советской музыки, композитор, пианист, дирижер, педагог и общественный деятель Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Семья после 1917 г. перебралась в Москву.  Отец много занимался с детьми, старался всесторонне их развивать, привить любовь к литературе и искусству. Мать Дмитрия очень любила музыку, часто пела песни и оперные арии. Дмитрий с детства увлекался живописью, даже посещал художественную студию. Занимался и музыкой, подбирал мелодии на фортепиано. Но в занятиях музыкой случился перерыв в несколько лет. Лишь в 14 лет выбор мальчика был сделан в пользу музыки. Всего за 6 лет он закончил музыкальную школу, Музыкальный техникум им. А.Н.Скрябина (ныне - Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского) и поступил в Московскую консерваторию сразу на два факультета – композиции и фортепиано. В 1930 г. Кабалевский окончил консерваторию, причем по классу композиции – у Н.Я.Мясковского, по классу фортепиано – у А.Б.Гольденвейзера. В этот период Кабалевский работал аккомпаниатором, секретарем и управделами Музыкального техникума, с 1925 г. преподавал там.

В 1927 – 1928 гг. молодой Кабалевский выступал как пианист и дирижер, исполняя свои сочинения. Первое выступление его на публике состоялось в клубе работников искусств, он исполнял свою сонату для фортепиано, аккомпанировал исполнителям своих романсов. 11 декабря 1931 г. Кабалевский впервые исполнил в Большом театре свой Первый концерт для фортепиано с оркестром. С 1932 г. и почти до конца жизни Кабалевский преподавал в Московской консерватории. В 1930-х гг. Кабалевский начал сочинять музыку для кинофильмов. Первым предложил ему это сделать Г.Рошаль, И Кабалевский написал музыку к фильмам "Петербургская ночь", "Антон Иванович сердится", "Щорс", "Вольница", "Хождение по мукам". Одной из самых сложных работ была музыка к кинофильму о композиторе Мусоргском. В картине музыка Кабалевского звучит рядом с музыкой Мусоргского и прекрасно передает атмосферу времени великого русского композитора. В этот же период появилась музыка Кабалевского к спектаклям МХАТ, Театра им. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии и др. В годы Великой Отечественной войны некоторое время Кабалевский был в эвакуации вместе с Союзом композиторов, преподавал там в консерватории. После возвращения в Москву часто бывал в действующей армии вместе с другими деятелями культуры, летал к партизанам, бывал в блокадном Ленинграде. Все это давало ему вдохновение для создания произведений военной тематики.

Почти с самого начала творческой деятельности Кабалевский стал еще и педагогом. Свои первые беседы с детьми о музыке он начал еще в 1935 г. в пионерском лагере Артек. После войны педагогическая деятельность Кабалевского неизмеримо расширилась. Тема детства и юности выделяется в его творчестве, он писал песни и фортепианные пьесы специально для детей еще в первые годы своей творческой деятельности. В 1964 г. по инициативе Кабалевского в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания. Это был крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к осуществлению которого Кабалевский привлек выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов - Т.Хренникова, Н.Сац, Я.Флиера, В.Дударову, Г.Рождественского и др. Он проводил беседы в московских школах, они записаны на радио и были показаны по Центральному телевидению, выпущены на грампластинках. Беседы с детьми о музыке получили большой общественный резонанс. Эти беседы отразились потом в книгах Кабалевского (а их было более полутора десятков) "Ровесники", "Как рассказывать детям о музыке", "Музыка и современное воспитание", "Прекрасное пробуждает доброе", "Воспитание ума и сердца. Книга для учителя" и другие, в которых автор показывает связь музыки с жизнью, литературой, живописью. Книги Кабалевского написаны живым, доступным для детей языком и не потеряли своей актуальности до сих пор. Кабалевский создал музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательных школ. Главной целью концепции и программы было увлечь детей музыкой. Для проверки своей системы в 1973 г. Кабалевский, будучи профессором консерватории, стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, проводимый Кабалевским вместе с группой педагогов-единомышленников в разных городах страны дал блестящий результат. Многие годы Кабалевский выступал, в том числе и в печати, доказывая значение эстетического воспитания подрастающего поколения. Он возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР и в Академии педагогических наук СССР, как депутат, выступал на сессиях Верховного Совета СССР. Как публицист Кабалевский является автором более 400 статей по проблемам музыкально-эстетического воспитания, современного искусства, а также посвященных творчеству выдающихся деятелей культуры. Своей деятельностью он завоевал высокий авторитет в области эстетического образования среди зарубежной музыкально-педагогической общественности и был избран вице-президентом Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME), затем стал его почетным президентом.

Однако Кабалевский был прежде всего музыкантом широкого творческого горизонта – он сочинял почти во всех жанрах музыки, став классиком советской музыки. Из под его пера выходили симфонии, 5 опер, оперетта, инструментальные концерты, квартеты, кантаты, вокальные циклы на стихи Шекспира, Маршака, Долматовского, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, фортепианные пьесы, песни, романсы т.д. Одним из самых значительных и известных произведений является опера "Кола Брюньон" (1936 г.) по мотивам произведения классика французской литературы Ромена Роллана. Кабалевский написал музыку жизнерадостную, остроумную, отражающую дух французской народной песенности. Кабалевский работал над оперой серьезно, изучал французскую народную музыку, историю Франции, ее культуру, быт. Он вел переписку с Ролланом, который следил за работой Кабалевского, давал ему советы. Когда опера была готова, клавир был послан Роллану, который написал, что с большим удовольствием проигрывал клавир много раз:

"…Я думаю, что Вы можете рассчитывать на живой успех у публики, т.к. сочинение это ясное, полное жизни и движения".

Опера была поставлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1938 г. и имела необычайный успех. В 1963 г. Кабалевский, продолжая военную тему, написал "Реквием" на стихи Р.Рождественского. Композитор говорил, что его реквием "… рассказывает о смерти, но воспевает жизнь". За это произведение Кабалевский получил Премию им. М.И.Глинки. Сначала реквием был представлен к Ленинской премии, но только музыка. И Кабалевский проявил принципиальность, снял свое произведение с обсуждения, считая музыку и текст неразрывными. Он позднее получил и Ленинскую премию – но за оперу "Кола Брюньон". Произведения Кабалевского любимы и исполняются до сих пор, многие из них входят в репертуар крупнейших музыкантов современности, пьесы для детей и песни и теперь исполняются учениками музыкальных школ по всей территории бывшего Советского Союза. Кабалевский был человеком необычайного обаяния, широчайшей эрудиции, настоящего таланта, неуемной энергии. Его музыка отличается глубоким мелодизмом, хорошим вкусом, национальным колоритом. Деятельность Кабалевского была разносторонней, но человеком он был цельным, он говорил:

"Мне очень не хочется, чтобы меня разрезали на две части – "детско-молодежную" и "взрослую".

По существу, это некое неразрывное единство, которое, вероятно, проще всего обозначить словом "жизнь".

Сегодня вы сможете послушать, как Кабалевский беседует с детьми и музыку к кинотрилогии "Хождение по мукам". Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/30-12-2019

-2
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.