Фотоотчёт о поездке на Урал по маршруту Кирс- Кудымкар - Майкор- Березники-Соликамск - Красновишерск - скала Ветлан на р.Вишера-гора Колчим (Помянённый камень)-Красновишерск- Березники-Губаха-Каменный город- река Усьва- Соколья гора-Горнозаводск- Чусовой- Пермь-Кирс. Расстояние в обе стороны: около 2000км УАЗ Хантер
20 сентября 2011г. в 7 утра выехали из Кирса. Пришлось потратить час на ревизию топливного насоса в УАЗе, где то была утечка.
Изначально планировалось проехать через п.Пещёра, Часовня и на Кудымкар, но ввиду ремонта мостика на речке Волосница, поехали через п.Песковка с Выходом на федералку Киров-Пермь.
Участок Песковка-федералка(около 40 км.), разбит дождями и лесовозами, дорога словно стиральная доска с бесконечными лужами. Но и авто у нас не просто так, УАЗик на ура справлялся со всеми трудностями.
Выехав на федералку стало конечно повеселей катить вперёд, да и погодка разветривалась.
В Карагае свернули влево с федералки, уйдя на Кудымкарскую трассу.Позавтракали в лесу и отправились дальше.
Асфальт на Кудымкар идёт хороший, с разметочкой. На пути то и дело встречаются заправки. Всюду у дороги идёт оживлённая торговля свеже-собранными грибами.
На заправке в Кудымкаре ждала неудача, из за поломки соляру не давали.
Едем дальше. Основная трасса уходит на север, в Гайны и Сыктывкар, скоро там будет тоже федералка. Мы же сворачиваем направо и едем на восток в сторону Камского водохранилища.
Дорожка тоже радует хорошим асфальтом и малой загруженностью.
Попетляв меж Коми-Пермяцких деревень и полей, выехали к
посёлкам(имхо) Майкор и Пожва, что раскинулись на берегу Камского
водохранилища.
Особенно понравился Майкор, с его обрывистым берегом и видами на водную гладь, большой разрушенной церковью и симпатичными улочками.
Проехав Пожву решили свернуть к водохранилищу.
Место отдыха местных:
Ширь Камского моря:
Попытались выскочить вдоль побережья на пос.Кама, но немного не доехав упёрлись в тупик. Вот такая дорожка шла сначала:
Дальше наш путь пролегает по строящейся дороге на Березники. Асфальт заменила плотная и ровно отсыпанная грунтовка:
Уже темнало, когда мы прибыли в березники, проехав Каму по новому мосту близ Усолья.
Фоточка тоже ещё летняя:
Сам город проезжаем краем.Расстояние до Соликамска порядка 20 километров, въезжаем уже почти ночью. Заправившись у вокзала плохой солярой едем в центр, чуть не топчем каких то наркоманов бегущих через дорогу и вот она площадь с подсвеченными ночью церквями:
Решаем заночевать в Красновишерске и поэтому ещё соточку едем в темноте. Не смотря на глухое время, движение по дороге довольно оживлённое. В Красновишерск проложен прекрасный асфальт с разметкой. Ближе к полуночи по Пермскому времени заезжаем в город, проходим его и через 5 километров песчанки вдоль реки Вишера, оказываемся у подножия скалы Ветлан.
Выясняет и скала пугающим исполином нависает над рекой в свете звёзд. Где то на другом берегу слышится возня местных рыбаков, которые с помощью фонаря и по видимому остроги, промышляют рыбой. Если в воду кинуть кусок хлеба, то сотни мелких рыбёшек тут же раздербанивают его.
С трудом разжигаем костерок из сырых дров, политых отказывающейся гореть Соликамской солярой. Ужинаем.
Далее идёт мучение с надуванием матраса в машине и упаковыванием в спальники. Понемногу отогреваются ноги, заканчиваются разговоры и приходит тяжёлый тревожный сон…
День второй
Утро туманное, утро седое.
Проснулись и не знаем как вылезти из тёплого спальника. Машина вся отпыхла, на улице сильный туман, штиль, прохладно.
Сварганили чаёк, покормили хлебушком тучи мальков в Вишере.
Ну как же не помыть сапоги, пусть не в Индийском океане, ну да и там помоем, дайте срок.
Не смотря на туман, река предстала во всей своей красе, с разноцветием леса на берегах, зелёные ели перемежались жёлтыми берёзами и красной рябиной.Островок на который мы заехали ночью стал совсем крохотным.Вода поднялась.
Сквозь наипрозрачнейшую по нашим меркам воду, виднеется не далёкое каменистое дно. Река хоть и широкая, но довольно мелкая. А справа из редеющего тумана, грозным бастионом возвышается древний Ветлан, скала которую нам предстоит покорить.
Итак лезем на верх.Обновлённая лестница из порядка 7 00 ступеней, докуда хватает взгляда, круто уходит вверх. Кто то постарался, благодарность ему за облегчения пути, хотя сердечко так и норовит выскочить из груди, приходится идти с остановками.
Но вот мы и на верху. Вид со скалы просто завораживает. Внизу красавица Вишера плавно несёт свои воду на равнину, грозный Полюд, легендарный соперник Ветлана освобождается от утренней хмари и возвышается вдали.
Есть даже местная легенда про камни Полюд с Ветланом, и красавицу Вишеру:
Много лет назад жили два друга-богатыря. Одного звали Полюд, другого Ветлан. Высок и строен, как лиственница был Полюд. Обладал он силой великой, мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни пудовые на сотни шагов. Ветлан был меньше ростом, зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот силы и ловкости у них было поровну.
…Беда пришла нежданно-негаданно. Повстречалась богатырям красна девица. Стройная, словно березонька, очи черные горят, как звездочки, голос – что ручей журчит.
- Откуда ты, как зовут тебя, красавица?
- Вишера я, дочь уральских лесов и гор.
- Так живи с нами и дружи с нами. Мы тебя не дадим в обиду, одевать будем в меха-соболя.
Понравились ей друзья-соколы. Согласилась у них погостить Вишера, да и полюбилась им обоим. Вот Полюд и говорит:
- Будь моей женой-хозяюшкой… И Ветлан говорит то же.
Растерялась красавица: оба любы ей, оба по сердцу. Кто из них милей, не смогла решить. И схватились добры молодцы в рукопашном бою. Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно прекратить бой. Но не вняли ее мольбе добры молодцы. А разбежались они в разные стороны и через голову красы-девицы стали метать камни пудовые. Шесть дней и ночей длился страшный бой. Гром и стон стоял по горам и лесам. На седьмой день из сил выбились бойцы, кровь пролили, искалечились. Поникли их буйные головы, престали биться сердца горячие. Превратились молодцы в горы каменные. Да и Вишера чуть живая стоит. Упала она меж двух гор-камней, и свет ей стал не мил. И течет с тех пор быстрой реченькой краса Вишера. А вода в ней так и осталась слезой чистой. И стоят богатыри Полюд и Ветлан, как стражи, охраняя покой всего края.
Погода на хочет настраиваться, редкий прогал в массивных тучах выхватывает объектив незадачливого фотографа.
С крестом на Ветлане что то произошло, похоже его кто то подгрыз сверху.Уж не та ли загадочная личность, что следами от каблучков истоптала всё вокруг(как только залезла то на каблуках…..или это был Карлсон).
Ещё хочется отметить дурацкий буддистский ритуал привязывания ленточек желания на каждую ветку в культовых и туристических местах. Некоторые деревья увешаны так что вяжут уже не на ветки, а на предшествующие ленточки. Причём в ход идут и трусы и башмаки, лишь бы было. Многие считают себя истинно верующими христианами, и тут же исполняют языческий обряд. Но это уже отступление от темы.
Обойдя вдоль всю скалу и насладившись видами, спускаемся с обратной стороны, там сделана отличная беседка для отдыха.
Варим обед на костре, разожжённом из предусмотрительно заготовленного кем то горбыля.
Поев отправляемся дальше на восток от Красновишерска. Едем по езжей грунтовке, то и дело попадают вахтовки и даже белазы.
Край богат полезными ископаемыми.
По пути остановка у так называемого Пьяного ручья. Красивейшее место.
Вода струится сверху меж поросших мхом камней. Название такое от того что раньше дорога была очень плохой и местные ехали по ней до Красновишерска 2 дня, останавливаясь на привал у того самого ручья, ну и как водится выпивали.
Подъезжаем к месту назначения горе Колчим (Помянённый камень) уже незадолго до сумерек, но решаем всё же подняться. Гора высится вдали, утопая вершиной в низких облаках. До склона идти порядка 3 километров по тропе.
Выдвигаемся на марш. Сначала просека очень широкая, пересекаем ручей, который в дальнейшем так и вьётся по тропе, размывая её и делая ещё более сложным продвижение по глинистой почве. После разрушенного лагеря геологов просека становится узкой и идёт плавно вверх.
Через некоторое время достигаем склона. Здесь тропа поворачивает налево, вверх по склону, впрочем как и ручей. В одном месте ручеёк образует небольшой перекат, там можно удобно умыться и напиться чистейшей горной воды. Что поражает, это то что идём всё выше а под ногами натуральное болото. Подъём всё более крутой и вот уже лес редеет и становится каким то карликовым, искорёженным. До вершины уже рукой подать, болото уступает место каменистому склону. Здесь мы в последний раз видим землю внизу, дальше кромка облаков, проносящихся мимо с бешеной скоростью. Вершина где то там, в серой клубящейся дымке.
В начале валуны не настолько велики и идти довольно сносно. Попадают небольшие пятачки сказочного леса на ровных площадках. Ощущение будто поднимаешься к логову дракона, настолько причудливых форм и красок деревья вокруг, да и сама каменистая осыпь, с расставлеными тут и там останцами(кусками скалы), в густых облаках смотрится устрашающе.
Идти всё трудней, камни стали порой огромными и не так просто перелазить с одного на другой, особливо в резиновых сапогах по влажной поверхности. Но вот один из верхних останцев. Огромная глыба напоминающая голову, просматриваются брови, нос, волевой подбородок. Вот он великан Колчим, или по старинке Помянённый камень, гора где в древности местные шаманы проводили свои таинства и обряды.
Какой то неведомой силой разрушило макушку горы, раскидало массивные валуны и образовались причудливой формы останцы, чудом уцелевшие во время разрушения горы. Около 800 метров над уровнем моря:
Жаль из за облаков не видно ничего не только внизу, но и в нескольких метрах впереди. Кроме того быстро темнает и мы поспешно спускаемся вниз.
Половину пути назад проходим в почти полной темноте, то и дело спотыкаясь и оскальзываясь на разъезжающейся под ногами глине. Дойдя до машины разводим костерок. Начинается морось и сырые дрова никак не хотят разгораться.Кипятим чай, едим консервы с закрутками и спать. Ночью, где то неподалёку раздаётся гул работающего оборудования, над лесом видно зарево от прожекторов. То ли идёт добыча, то ли переработка…
День третий
С утра погода не меняется и второй раз карабкаться не имеет смысла, едем теперь на юг, в сторону Губахи, проезжаем Соликамск с его огромной промзоной, трубами и гигантскими отвалами. Дорожка просто загляденье.
Далее от Березников уходим восточнее и движемся на юг по старой дороге, минуя такие промышленные городки как Яйва, Александровск, Кизел и Губаха.
Погода мечется, тучи проносятся с огромной скоростью то проливаясь дождём, то открывая пространство небосвода и пропуская яркие лучи осеннего солнца.
В губахе открывается изумительная панорама на большой завод внизу, в распадке между пологих гор. Дорога петляет по склону, а внизу виден сам завод на берегу красивой речки Косьва.
После Губахи сворачиваем налево, не доезжая реки Усьва.
Старая асфальтированная дорога идёт на посёлок Юбилейный, где среди десятков заброшенных пятиэтажек живут остатки местного населения, в некоторых домах осталось по одному человеку на все пять этажей, что не мешает отапливать и снабжать газом весь дом. Абсурд, но реальность. Практически везде есть стёкла, некоторые дома продают под разбор за 250000. Но пока мы не доезжаем посёлка и в километре от населённого пункта Шумихинский уходим влево. Километра полтора чавкающей колеи и мы в Каменном городе, Ещё одной достопримечательности среднего урала.
Ледник ли тут постарался, или земная твердь в каком то немыслимом усилии взрыхлила поверхность. Узкие улочки прорезают скальную породу, ниши и тропки наверх, глыбы, свисающие на головами, кедры и всё тот же сказочный и разноцветный карликовый лес. Всё это образует некий замкнутый мирок.
Правда туристы тут постарались, мусор почти всюду.
С высоты, забравшись на одну из не высоких скал,сквозь редкие лапы сосен, елей и даже кедров, открывается неплохой вид на запад в сторону Губахи.
Далее была мысль проехать сквозь хребет, перевалив на ту сторону в районе Качканара и через Тагил вернуться в Пермь, тем самым попав в заповедник Басеги, забраться на одну из его вершин около 1000 метров, побывать в Свердловских городках и соответственно в Азии. Но подсказка одного сторожила нас смутила, да и темнало уже. В сумерках проезжаем мост через Усьву в деревне Безгодово.
Далее по совету бывалого на убитой грунтовке нас ждёт развилка. Направо хорошая дорога вдоль заповедника Басеги, в сторону Вильвы и Горнозаводска. Налево по словам местного две речки без мостиков, которые скорее всего поднялись из за дождей и УАЗ не пройдёт. Первая речка преодолевается на ура, а вот ехать до второй почему то не рискуем, почём зря. Уже после, из интернета узнаю что мы бы проехали. Ну да всё что не делается к лучшему. Будет повод вернуться в те дикие и красивые места.
Едем вдоль заповедника. Дорожка узкая, но хорошая, видно что по ней практически не ездят. Порой дорогу перебегают незадачливые зайцы, а в какой то момент встречаем лису, любопытно смотрящую на свет фар. Снимаем её на видео и она словно поняв что станет звездой экранов шмыгает в заросли и скрывается в ночи.
Проезжаем посёлок Вильва, о чём говорят редкие огни, да очертания домов в темноте. За посёлком останавливаемся на ночлег на одноимённой реке. Находим уютную полянку в ельничке у реки. Предусмотрительно взятым Штильком пилим на дрова толстую сушину, которая тут же занимается жарким пламенем и наконец то варим суп. А уж какой наваристый он получился из лосиной тушёнки и груды других, попавшихся под руку ингредиентов.
Набив полное брюхо идём на боковую, сон приходит сразу, сказывается усталость пути, да и втягиваешься в дорогу и такие ночлеги.
День четвёртый
Проснувшись не терпится попить чайку и скорее к речке. Ночью слышался шум перекатов, и в темноте виднелась крутая, но небольшая гора на берегу.
Речка Вильва. Здесь рыбы нет.
Действительно нашлись перекаты, но до порогов им далеко. С моста довольно красивый вид, в том числе и на Соколью гору.
Карабкаюсь в одно лицо к вершине, скользкая трава и крутой склон помогают наловить иголок шиповника в пальцы и сбить ноги. Но вид стоит того.
Отправляемся в путь. Дорога пролегает через посёлок Пашия с огромным карьером и Белазами, и выходит в Горнозаводск где на заводе обрабатывают эту руду и превращают в цемент.
Выезжаем на трассу идущую с Нижнего Тагила в Пермь и начинается дорога домой. Хороший асфальт и живописная местность скрашивают километры до Чусового.
На подъезде к городу открывается красивый вид на город и металлургический завод.
Безуспешно ищем в городе работающее кафе, заезжаем на берег реки Чусовой, где соскочивший с ручника УАЗик чуть не уезжает в воду.
На вокзале при попытке съёмки путей был остановлен транспортной полицией, отчитан, и чуть было не сопровождён в отдел ФСБ. Как ни странно, после непродолжительной беседы разрешили оставить фото самого вокзала и взяли обещание больше так не делать.
Не солоно хлебавши катим на Пермь. Сразу за Чусовым объездная, несколько километров катим по дороге выложенной брусчаткой. Легковушки крадутся, берегут подвеску, а нашему малышу хоть бы хны.
Пермь пролетаем краем, проезжаем по Камской ГЭС, жаль остановка там везде запрещена.
Недалеко от границы с Кировской областью заезжаем в посёлок, там совхоз, так вот в том совхозе техники новой пруд пруди, трактора, комбайны, Камазы, словно не в нашей стране. Поля вокруг возделаны, церквушка аккуратненькая, да и домики красивые окрест. В тех полях и поужинали, на десерт проложив затаренным по случаю арбузом.
Дальше стемнало и дорога стала лишь путём домой.
Если честно, то походная жизнь на колёсах так затянула что хотелось ещё и ещё...