Найти в Дзене
Бэлла Ефимова

ТЯЖЕЛАЯ ГРУСТЬ ОТ ВИДА РАЗРУШЕННОЙ ДЕРЕВНИ

Когда-то, еще живой, папа сказал, чтобы мы его прах рассыпали над рекой, где он родился. А это как раз там, где теперь моя деревенская дача Я тогда хмыкнула - Папочка а куда же мы плакать будем приходить? Нет уж мы тебя по-русски похороним, чтобы потом могла я прийти к тебе и маме.. - Ну в общем - сделали мы им могилу.

На камне две фотографии. Одна  родительская, а другая дедушки. Его нет там, он расстрелян был.  В 1937 году. Но я взяла  - у нас  под Петербургом - , с места расстрела землю. Перевезла сюда, сделала фото.
На камне две фотографии. Одна родительская, а другая дедушки. Его нет там, он расстрелян был. В 1937 году. Но я взяла - у нас под Петербургом - , с места расстрела землю. Перевезла сюда, сделала фото.

Не удивляйтесь.. Ведь там совершенная глушь, и чтобы достойно в том месте устроить могилу, уже прошли те времена. Сделали из подручных средств с мыслью обустроить все, когда будет возможность. Родители коммунисты были, я хотела звезду на камень нарисовать, но сын сказал:"нас не поймут" - создал крестик. Ну, всё равно не поняли! Но пережили мы это.

А потом нам пришлось из той деревни, где куплен был дом у нас - переехать. Ибо дом был ограблен и запакощен. Вся деревня тогда была опустошена. Больше никто там не жил. Удачно мы купили дом на другой стороне реки, обустроились и решили перенести могилу моих родителей. Благо захоронены были урны. Пока сын и внук разбирали могилу, я попыталась дойти до деревни.

Мне необходимо было зайти в два дома. В одном из них, как я подозревала, должны были быть мои украденные книги, хотя бы несколько штук я надеялась найти. А во втором - опять же книги - я хотела одну взять на память о женщине, что их собирала - эти книги.. Они с мужем бежали из Таджикистана в годы разделения Союза на осколки, и дожили здесь оставшиеся несколько лет. Она бывшая актриса, а он - просто золотые руки имел..
Я, к сожалению не взяла фотоаппарат, забыла просто, и теперь буду долго жалеть об этом. В деревню я пробиралась по бывшей дороге от реки в гору.. Все было перепахано кабанами, сплошные ямы именно на месте дороги, а где не было ям - там росла крапива выше меня ростом. С огромным трудом я пробралась на деревенскую улицу.. Вернее там раньше была улица. А теперь - ямы от кабанов и огромной высоты бурьян и крапива. Стою и через каждые несколько шагов проверяю, так ли я иду.. В общем пятиминутная дорога заняла у меня минут 20. В дома не заходила, тяжело душе.. Те два дома, что мне были нужны - стоят на конце улицы, один напротив другого. Первый дом - Антонины (актрисы и Ивана Анисимовича. )- У дома трава примята и можно рассмотреть весь ужас . Выломанные двери, выломанный вход в подпол, поломанная стена сеней. Все разрушено, разломано, разбито опоганено. Все, что еще 10 лет назад было таким ухоженным, аккуратным, Нарядным. Сердце просто разрывалось. В дом я не могла пройти, потому что пол в коридоре был разрушен. Я попыталась пролезть через подпол и люк в кухне. Все ведь раскрыто. Пролезла кое-как. И здесь вторично сердце ухнуло! Все, что можно было разбить, сломать, порвать - так и было порвано, разбито и сломано.. Даже холодильник искорежили.. Ни одной книги я не увидела, искать не стала..

На лодке   вот так и меня перевозили. Река Пола.
На лодке вот так и меня перевозили. Река Пола.


Но впереди был еще один заход - в дом к глухой Дарушке. Когда деревня опустела, ее к счастью увезли родственники в Питер.. Теперь уж ей сюда не вернуться.. Ее дом оказался тоже весь разграблен и опоганен. И на кухне я нашла свои книги.. Забрала только одну.. и скорее вырвалась на волю. Назад я уже не пошла прежним путем, а наискосок - бывшими огородами прямо к кладбищу. А парни уже справились с делом.. Я почти час там трепыхалась.. К своему дому даже не пошла.
Они мне говорят - Ну, как? - Ох, лучше бы все это сгорело! чем вот так как фашисты..
Поспрашивали, и Ярослав говорит, - я тоже хочу сходить, к Антонине, у нее книги на чердаке были, она мне давала.. Вижу, действительно хочет.. И Игорь тоже решил с ним пойти. Постелили мне куртку и ушли.. тоже не было минут сорок. Вернулись - глазки в кучку и морды, - ой, личики - перекошены. Но в руках наши книги!. - Мама, ты посмотри - это же мои детские книги!! В общем вернулись на берег, там перевезли меня, затем Ярослава, А Игорь поплыл вниз по реке. Ему хотелось проехать по любимым местам.
А мы с Ярославом доползли до машины - погрузили все и поехали домой . Там мне пришлось давать отчет женщинам, которые раньше жили в в нашей той деревне. Я рассказываю, а они в рыданиях.. Я, конечно, скупо им рассказала, жалко было деревню и теток.. У них там на кладбище на той стороне реки, родные могилы, а им не попасть!
Ну а на второй день - мы уже поехали на местное кладбище, и там уже и совершили задуманное. Место хорошее, чистое, сухое.. и я всегда смогу прийти к родителям. от нашего нового даче-жительства где-то три километра.

Собирают инструменты..
Собирают инструменты..


На будущий год поставим памятник, а сейчас крест временный, и к нему фотографии прикрепили . Зиму перестоит..
А у меня теперь спокойно на душе..