«Кубаноиды» Vs «Понаехи»
«Понять, простить, принять…»
Планируя переезд на Юг России и покупку дома в Краснодарском крае вы непременно задумаетесь о выстраивании добрососедских отношений с коренным населением. Погуглив Интернет, можно найти весьма разношерстные высказывания на эту тему. Да и чему тут удивляться? Этническая мозаика Краснодарского края очень пестрая. Тут и кубанцы, и адыги, и большая армянская диаспора, само-собой цыгане и т. д. Однако при всем этом разнообразии отдельной строкой стоят взаимоотношения между «кубаноидами» и «понаехами». Вот и мы с приятелем, который уже год с лишним проживает в одной из станиц Краснодарского края, обсуждали этот «конфликт».
Начнем от печки.
Кубаноид (очевидно, производное от «гуманоид») – насмешливо-уничижительное прозвище коренных жителей Краснодарского края, показывающее, что хотя внешне они и похожи на обычных землян, но их поведение и взгляды на жизнь совершенно не согласуются с современными реалиями.
Понаеха (мн. понаехи, производное от «понаехавшие») – раздраженно-пренебрежительное прозвище, которым кубаноиды окрестили представителей миграционной волны последних лет.
Забегая вперед, скажу, что никакого реального конфликта между кубаноидами и понаехами не существует, а есть, на наш взгляд, только временное недопонимание и неудобство в общении, вызванное различием социо-культурных парадигм. Но Кубань, как и Россия в целом, уже вместила в себя такое разнообразие культур и этносов, что поглощение вклада из понаех покажется лишь легким витаминным десертом. Будем надеяться, что добавка эта принесет не мало пользы и оставит после себя приятное послевкусие.
Кто же из понаех озадачивает кубанцев больше всего? Это явно не украинцы или представители Малороссии, которых в последнее время тоже прибавилось в связи с конфликтом в Донецке. Они «южняне» со схожим менталитетом, которые ищут прибежища, стремятся найти жилье, работу и пропитание – к ним Кубань относится покровительственно. Совсем другое дело мигранты с Урала, Сибири и Дальнего Востока. Это в массе своей городское, образованное и, по станичным меркам, весьма богатое население, которое в силу этого может грамотно и очень эффективно отстаивать свои права, что, конечно же, является прямой противоположностью местному укладу. Не смотря на генетическую непокорность и свободолюбие, в своем кругу у кубанцев все еще сильны чинопочитание и, как следствие, кумовство и круговая порука. Итак, кубанцы не любят выносить сор из избы, поэтому посторонних в свой круг принимают с большой оглядкой. «Очень часто приходилось слышать от понаех, которые прожили в станице уже 25-30 лет, что так и не стали своими для аборигенов, да и не особенно-то и стремятся к этому! Хотя живут мирно». Что ж, дорогие понаехи, будьте морально готовы к тому, что первое время вас будут тщательно проверять и мыть вам за глаза косточки – такова уж специфика деревенской, пардон, станичной жизни. Сначала вас прогонят через стандартный, хотя и устаревший, опросник первой миграционной волны:
- бежите ли вы от какого-нибудь межэтнического конфликта;
- не скрываетесь ли вы от правоохранительных органов;
- может быть вы бизнесмен-неудачник или должник;
- а может они какие-нибудь сектанты;
- есть ли поблизости родственники;
- а где собираетесь тут работать.
В конце концов все закончится прямым вопросом: «А почему вы выбрали именно нашу станицу?» - который будет звучать неоднократно. Вот тут не скупитесь на похвалы! Кубаноиды, как и все явно выраженные собственники, очень любят, когда их превозносят, хотя и не очень-то будут доверять вам поначалу. Дело в том, что краснодарцы очень долгое время варились в собственном соку. Ведь даже еще совсем недавно, во времена СССР, переехать на Юг и прописаться там было почти невозможно.
Как известно, людей объединяют либо общий враг или общая беда, либо общее дело – всего этого выпало на долю кубанцев с лихвой. Давайте припомним хотя бы историю последних ста лет: Гражданская война, «расказачивание» плюс коллективизация, Великая Отечественная плюс оккупация и т. д. Но не смотря на все это, кубанцы сохранили свою самобытность, открытость и гостеприимство, не озлобились, а что особенно важно, так это их стремление к самосовершенствованию. Да-да, вы не ослышались. Например, если дети станичников проявляют хотя бы мало-мальский интерес к учебе, то родители сделают все возможное, чтобы их чадо получило образование и устроилось где-нибудь в большом городе (предпочтительно это Питер). В станицах остаются только те, кто не в состоянии их покинуть. Поэтому недоверие к понаехам из больших городов вполне объяснимо – «чего это они бегут от благ цивилизации в нашу дыру?!» В станицах проживает наиболее консервативная часть кубаноидов. Те же, кто вырвался в города, к этому виду уже не относятся. Скоро кубаноиды переведуться совсем, и тут ничего не попишешь – урбанизация шагает по планете.
Тему кубаноидов и понаех можно обсуждать очень долго. Тут всему найдется место: и веселому, и не очень. У каждого понаехи своя история, у каждого кубаноида своя драма – и все это обычная человеческая жизнь. Наш же с приятелем вывод таков:
- если у вас есть независимый источник дохода (пенсия, например), и вы не собираетесь на каждом углу щеголять своим городским якобы превосходством, то спокойнее и доброжелательнее места, чем кубанская станица, вам не найти.
«Вот за это мой низкий поклон всем коренным жителям Кубани!» - такова благодарность моего приятеля, и я с радостью ее здесь озвучиваю.