Современный волейбол связан с очень интенсивными нагрузками, стабильностью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реакции игроков. Эффективное выполнение игровых действий на протяжении всего матча требует высокого уровня общих и специальных двигательных возможностей.
Наиболее важными для координации спортивных игр являются следующие способности:
- реакция (быстро и точно выполнять кратковременные движения в ответ на известный или неизвестный сигнал);
- дифференциация параметров двигателя (которые обусловливают высокую точность и эффективность пространственных движений);
- мощность движений (тонус работающих мышц);
- временные характеристики движений (чувствовать время выполнения);
- ориентация (точное определение положения тела и его изменение в собственном времени, движение в нужном направлении);
- комбинирование (выполнение отдельных движений и действий как целостных комбинаций);
- реконструкция и адаптация двигательных действий (быстро восстанавливать освоенные формы движений);
- ритм (точность ритма двигательных действий, адекватное изменение ритма);
- баланс (удерживать определенную позицию тела при выполнении различных двигательных действий)
Важно найти законы развития координации у детей. В возрасте от 12 до 14 лет наблюдается частичная стабилизация двигательной координации, обусловленная морфолого-функциональной трансформацией в период полового созревания. От 15 до 17 лет продолжают развиваться координационные навыки. У девочек это особенно касается их способности контролировать движения баллистического и спортивно-игрового характера.
Разработка методики обучения координационным навыкам требует ответа на вопрос: как эти способности взаимосвязаны в возрастном аспекте? С возрастом уменьшается количество положительных корреляций между координационными возможностями.
Кроме того, между отдельными неоднородными способностями существуют уверенные положительные зависимости. Такие взаимосвязи существуют между: способностью ориентироваться и реагировать, между навыком двигательной координации и реконструкции, ритмом и реакцией.
В соответствии с современными представлениями координационная подготовка в области спортивных игр бывает общей и специальной. Тренировка по общей координации подразумевает комплексные упражнения с повышенными требованиями к спортсмену и его координационным способностям. Но эти упражнения (моторные упражнения) не содержат элементов техники игры в волейбол.
Специальная подготовка по вопросам координации - это система применения комплексных мероприятий с повышенными требованиями к координации. В её основе лежит волейбольная техника.
С ростом числа спортсменов время на общую координацию тренировок сокращается, а на специальную подготовку - увеличивается. Для совершенствования общих координационных способностей на данном этапе обучения на протяжении многих лет рекомендуется потратить 5% учебного времени. 45% времени обучения должно быть потрачено на специальную координацию и техническое обучение. Объем условно-тактических тренировочных средств для спортсменов этой возрастной категории должен составлять 25% от объема каждой тренировки.
Наряду с этим в практическом аспекте необходимо ответить на вопрос: от какой способности желательно начать обучение, чтобы создать предпосылки для формирования других координационных способностей и в какой последовательности оно должно быть реализовано.
В первую очередь это умение ориентироваться в пространстве, что будет способствовать совершенствованию специфических качеств. Далее, улучшить способности к реагированию и координации движений. После применения указанных тренировочных воздействий для совершенствования указанных качеств, необходимо обратить внимание на тренировку кинестетических дифференциаций, ритма и равновесия. Упражнения по координации рекомендуется использовать в основной части тренировки после разминки.
Тренировка специфических координационных способностей (особенно на этапе специализированной базовой подготовки и последующих этапах многолетнего совершенствования) будет эффективной только в условиях определенного вида спорта. Оптимальный эффект обучения будет достигнут, когда сложность координации будет возрастать от одного упражнения к другому. Это позволит избежать автоматизации и координационного барьера при выполнении различных двигательных действий.
Совершенствование специфических координационных способностей волейболистов в этот возрастной период целенаправленно реализуется с помощью тренировочных средств. Желательно использовать игровые упражнения и круговые тренировки. Такой подход позволит укрепить два или более координационных потенциала.
Тренировка координационных способностей волейболистов на этапе специализированной базовой подготовки целенаправленно осуществляется с помощью тренажерных средств, содержащих элементы техники игры в волейбол.